В документе военного времени – «Акт приема-передачи войсковых соединений, отдельных частей и учреждений Сталинградской группы войск (бывшего Донского фронта) уполномоченному Ставки Верховного Главного Командования генерал-лейтенанту Косякину» от 24 февраля 1943 года – перечисляются все воинские формирования Красной Армии, их боевой и численный состав, вооружение, запасы боеприпасов, горючего, продовольствия.

Все это находилось в Сталинграде и в окружающих населенных пунктах сразу после завершения битвы. Документ, который, заметим, впервые был опубликован в Волгограде, хорошо известен и изучен историками. Но если его внимательно прочитать, то можно найти интересные сведения.

Например, к концу 42-го в районе Сталинграда создали крупную группировку сил ПВО. Мало кто из историков обращал внимание, что в нашей армии в битве на Волге были достаточно редкие орудия. Например, 76-мм зенитные пушки образцов 1931 года и 1914/1915 годов (3” зенитная пушка Тарновского – Лендера). Их сняли с вооружения сразу после войны, поэтому их можно увидеть далеко не в каждом военном музее. И сегодня мы расскажем о первой из них.

Образца 1931 года

Артиллеристы говорят, что судьбы орудий часто похожи на судьбы людей. Если так, то судьбу 76-мм ЗП образца 1931 года надо назвать непростой и противоречивой. Это орудие, с одной стороны, не стало «легендарным», его не упоминали, говоря об «оружии Победы». А с другой – на основе его конструкции создано целое «семейство» отечественных орудий.

К концу 20-х годов для советского военного и политического руководства стало очевидным, что стоявшие на вооружении 76-мм зенитки образца 1914/1915 годов устарели морально и физически. Для ликвидации отставания не было ни отечественных конструкторских школ, ни мощностей предприятий промышленности. Поэтому была проведена модернизация состоявших на вооружении артсистем и закуплены новые образцы иностранного производства.

Советская сторона через подставную фирму БЮТАСТ (Бюро для технических работ и изучений) приобрела в Германии опытные образцы и технологию изготовления пушки 7,5 cm Flak L /59 фирмы «Рейнметалл». Рабочие чертежи для завода № 8 им. Калинина в подмосковных Полипках подготовили Г. Тагунов и Н. Горохов (биографию его пока не удалось найти), а военинженер II ранга Георгий Петрович Тагунов в 38-м был обвинен в шпионаже и расстрелян.

Оружейная модификация

В августе 1932 года орудие принято на вооружение, а уже осенью на заводе № 8 организовали серийное производство. К началу войны в войска поставили свыше 3800 орудий.

В 34-м на основе пушки образца 1931 года разработали 76-мм универсальную палубную установку 34-К.

К 36-му году 34-К установили на автомобилях ЯГ10 – была создана зенитная самоходная установка 29-К. Такие применялись в битве за Москву.

Одним из недостатков пушки образца 1931 года было наличие двухколесной повозки ЗУ-29, она снижала скорость перевозки, особенно по пересеченной местности, и увеличивала время перевода орудия в боевое положение. В 38-м качающуюся часть пушки установили на новую 4-колесную повозку ЗУ-8. Орудие получило название «76-мм пушка образца 1938 года».

А практически через год на ее лафет был наложен ствол калибром 85-мм. Именно это орудие и заслужило название – «оружие Победы», и во многом определило пути развития зенитной артиллерии в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

В дни Сталинградской битвы 76-мм зенитные пушки образца 1931 года стояли на вооружении 748-го зенитного артиллерийского полка.

Прочитать ещё

О подвигах советских пограничников в годы Великой Отечественной войны написано и рассказано не так уж много. Пожалуй, на слуху была только легендарная оборона Брестской крепости. Между тем и в Сталинградской битве героически сражались воины-пограничники. Достаточно напомнить о 10‑й дивизии НКВД, принявшей на себя основной удар в самом начале сражения за Сталинград. Но и на подступах к городу пограничники стойко противостояли противнику.
Советский истребитель И-16 (истребитель шестнадцатый) в предвоенные годы был одним из лучших истребителей в мире, а в нашей стране, возможно, и самым известным самолетом. На нем летают герои кинофильма 1939 года «Истребители», его изображения на многочисленных агитационных плакатах того времени.