Пальма и черная свастика
К середине лета 42‑го на горизонте фашистского Третьего рейха, переживавшего пик своего могущества, стали заманчиво маячить миражи экзотического Востока. В войсках вермахта, сформированных для броска на Восток, ведущее место отводилось подразделению, официально именовавшемуся zbv-zur besonderer Verwending (для специального назначения), получившему в дальнейшем обиходное название «Соединение Ф». Оно было предназначено для разведывательно-диверсионных и боевых действий в горных районах, в степной, полупустынной и пустынной местностях, в условиях субтропического и тропического климата.
Создали «Соединение Ф» осенью 41‑го в немецком городе Раине. Под буквой «Ф» скрывалось имя сверхсекретного военного специалиста, генерала военно-воздушных сил Германии Гельмута Фельми. Он лично обучал солдат и офицеров, а затем непосредственно ими командовал.
Генерал Фельми не только обладал богатым боевым опытом, но также отлично знал страны Востока, их историю, этнографию и культуру.
Генерал Гельмут Фельми
Благодаря высокой оснащенности, количественному и качественному составу военнослужащих «Соединение Ф» было, по сути дела, армией в миниатюре, способной действовать совершенно автономно, без поддержки каких‑либо других подразделений.
По своим структуре, составу и способам управления это спецформирование больше походило на экспедиционный корпус, предназначенный для ведения операций в большом отдалении от своих баз.
В «Соединении Ф» были бойцы разных национальностей.
Оно было укомплектовано, в основном, солдатами немецкой национальности, прошедшими службу во Французском иностранном легионе. Помимо них, в «Соединении Ф» также состояли и арабы. Все солдаты подразделения свободно владели английским и французским языками, знали как минимум, по одному из арабских или тюркских языков. Военнослужащие этого подразделения носили специальную камуфляжную форму, на рукавах которой были вшиты необычные эмблемы: овальный венок, внутри которого на фоне желтого песка пустыни были изображены пальма, склоненная в лучах восходящего солнца, и черная свастика.
Флаг над Эльбрусом
К осени 1942 года спецподразделение «Соединение Ф» появилось на советско-германском фронте. Оно было включено в состав группы армий «А» (командующий – генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист), устремленной на Кавказ.
13 февраля 1943 года советские воины-альпинисты водрузили над Эльбрусом флаг СССР.
Установленный на Эльбрусе фашистский стяг провисел всего полгода...
Части соединения передвигались в обстановке строжайшей секретности и только по ночам. Формально они подчинялись командованию группы армий «А», хотя на самом деле ими управляли напрямую из Берлина. В активные боевые действия соединение должно было вступить как немецкие войска овладеют Закавказьем и начнут продвижение на Восток, через Ирак и Иран, в Индию, на границах которой предполагалась их встреча с частями армии Японии.
Командованием вермахта был даже составлен четкий график продвижения войск на Кавказ. В соответствии с ним, 9 августа 1942 года немцы овладели Майкопом. Еще через 12 дней на вершине Эльбруса они водрузили флаг Третьего рейха с фашистской свастикой.
Это событие было не просто пропагандистской акцией фашистов, возвещающей успехи немцев в покорении Кавказа. Флаг над Эльбрусом должен был послужить сигналом к началу антисоветских выступлений в Закавказье, а также к приведению в боевую готовность «Соединения Ф».
Вопреки мнению ряда видных представителей германского Генштаба Гитлер, опьяненный этими успехами, перебросил 4‑ю танковую армию (командующий – генерал-полковник Герман Гот) под Сталинград. Фюрер поставил своим войскам задачу сходу овладеть городом, перерезать Волгу в нижнем ее течении, прервав, таким образом, сообщение европейского центра СССР с нефтяными районами Каспия. Расправившись со Сталинградом, Гитлер предполагал всей наступательной мощью навалиться на преодоление Главного Кавказского хребта и вступить в Закавказье.
Герасименко против Фельми
В ходе ожесточенных пятимесячных боев противнику все‑таки удалось захватить Ростовскую область, Калмыцкую АССР, Краснодарский и Ставропольский края, проникнуть в Кабардино-Балкарию, в Северную Осетию и в Чечено-Ингушскую АССР. Советские войска сосредоточились к тому моменту на рубеже Главного Кавказского хребта и реки Терек.
К середине осени сорок второго года войска Красной Армии, располагавшиеся на Кавказе, перешли к наступательным действиям и одновременно с началом контрнаступления советских войск под Сталинградом приступили к освобождению Кавказа от фашистских оккупантов.
Недовольный ситуацией с развитием кавказского похода, Гитлер снял генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа с поста командующего войсками группы армий «А» и назначил на этот пост генерал-полковника Эвальда фон Клейста.
«Соединение Ф» во второй половине октября 1942 года было брошено на помощь войскам вермахта, увязшим на Кавказе и под Сталинградом. Часть его войск была направлена на захват только вступившей тогда в строй железнодорожной магистрали Баку – Астрахань с последующим выходом к побережью Каспийского моря.
Элитному подразделению противника пришлось сражаться в прикаспийских Черных землях, где поздней осенью и зимой погода весьма далека от субтропиков и тропиков, куда, как предполагалось изначально должно было направиться «Соединение Ф».
Частям «Соединения Ф» противостояла
28-я армия генерал-лейтенанта Василия Герасименко.
Наперерез германскому спецназу были были войска 28‑й армии (командующий – генерал-лейтенант Василий Герасименко). Они сорвали все попытки противника прорваться к устью Волги и выйти к Каспийскому морю. В этих боях советскими войсками широко использовались кавалерийские и казачьи части, а также подразделения, оснащенные верблюдами. В суровых погодных условиях Черных земель, осложненных песчаными и снежными бурями, элитные немецкие части были наполовину уничтожены. Оставшиеся в строю подразделения отошли вместе с армией Клейста.
Дальнейшая судьба «Соединения Ф» до сих пор окутана тайной и остается неизвестной. В историю вермахта и Второй мировой войны оно вошло в качестве одного из первых ударных инструментов нацизма, предназначавшегося для разбойничьей ломки геополитической архитектуры установившегося в предвоенные годы мирового порядка.