Частный сектор в Кировском районе Волгограда. Улица Красных Командиров. Дом, в котором жил в пору Сталинградской битвы вместе с отцом, матерью и старшей сестрой маленький Слава Пименский, сохранился по сей день. Только осколков снарядов в стенах не осталось – их вытащили вскоре после войны. А вот шрам от осколочного ранения, полученного в детстве, сохранился у Вячеслава Андреевича на всю жизнь…

«Рама» над Бекетовкой

Первые фашистские бомбы упали на Бекетовку – в районе СталГРЭС – еще 26 июня 41-го. Но тогда обошлось без жертв. Налет 1 ноября 1941-го уже был кровавым – он унес жизни 72 мирных жителей.

В августе 1942-го Кировский район бомбили неоднократно. А 23 августа в жизнь всех сталинградцев ворвались небывалые доселе массированные бомбежки.

Отцу Славы Пименского, Андрею Петровичу, летом того года на заводе имени Ермана выдали бревна на топку печи. Вот из них наши солдаты и соорудили во дворе дома Пименских землянку-бомбоубежище с двухъярусной лежанкой. Источник света – самодельная лампа-коптилка из снарядной гильзы.

«В углу, прижавшись друг к другу, сидели зачастую мы с сестрой, – рассказывает Вячеслав Андреевич. – К нам иногда забегали военные переждать бомбежку».

Возле соседнего с домом Пименских двора однажды стреляла по немцам «катюша». Дала залп и уехала. Слава с сестрой и матерью вышли во двор. Тут вдруг услышали – кричит соседка: «Рама», «Рама» летит!..» «Рама» – немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф 189», внешне напоминавший оконную раму. Все уже знали: раз «Рама» в небе – жди бомбежку.

«Я тоже голову задрал, смотрел вверх, – вспоминает Вячеслав Пименский. – Тот самолет запомнил на всю жизнь, даже сейчас его нарисовать смогу…»

Спать Пименские решили на полу. Но заснуть не пришлось. В полночь туда, где днем стояла «катюша», немцы сбросили бомбу. Погибла жившая в соседнем доме тетя Катя – вместе с дочкой. Осколками от взрыва иссекло и ставни дома Пименских.

«Если бы ставни не были тогда закрыты, возможно, мы тоже той ночью погибли бы», – вздыхает Вячеслав Пименский.

А как-то раз он услышал жуткий гул. Из летящего низко фашистского бомбардировщика летчик что-то сбросил. Тут и раздался леденящий душу звук – вперемешку свист, вой и гудение.

Это фашисты сбрасывали стреляные гильзы: падая, они издавали жуткие звуки. Так гитлеровцы запугивали сталинградцев, старались поселить в их душах ужас.

Немцы сбрасывали с самолетов и листовки, обращенные к жителям. С таким, к примеру, текстом: «Сталинградские бабешки, мажьте свои избешки. Будем вместе зимовать».

Полшага до смерти

От бомбежек город горел. Смрад от гари стоял день и ночь. Мать Славы, Мария Васильевна, сказала его сестренке Лиде: «Возьми Славу на улицу, пусть прогуляется…» Но едва Слава сделал полшага, как раздался взрыв.

«Если бы сделал шаг, меня на свете не было бы, – говорит Вячеслав Пименский. – Огромный раскаленный осколок врезался в землю прямо под моими ногами…»

Как-то мама обменяла бабушкин сервиз на три куриных яйца и сварила суп из лебеды. Решили вместе пообедать в доме, не в бомбоубежище.

Только расселись, как прямо под окном разорвался снаряд. Чудом никто тогда не погиб. Но обед у Пименских пропал: в тарелки насыпались стекла.

Сестра Лида, схватив плачущего брата, кинулась под кровать – как учила мама: «Если услышишь вой снарядов или бомбежку – сразу Славу хватай и залазьте под кровать. Там вы останетесь живы, даже если завалится дом…»

«Нас никто не победит!»

Когда сражение за Сталинград закончилось нашей победой, Слава Пименский вновь увидел фашистов, но уже пленных. В Кировском районе они трудились на земляных работах. Просили по-немецки хлеба: «Брот, битте!»

«Они попали в плен, а Сталинград так и не взяли! – говорит Вячеслав Андреевич. – Мы же жили, живем и будем дальше жить свободно на своей родной земле. И никто никогда нас не победит!»

Послевоенная судьба Вячеслава Пименского была в основном связана с армией. Работал авиамехаником, техником-мастером самолета, служил в Баку и в Волгограде, в Качинском училище, позже – в Польше. В 1989-м уволился из армии, сейчас живет в том же Кировском районе, где прошло его фронтовое детство.

Прочитать ещё

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Для волгоградки Марии Израилевны Зайды это не просто календарная дата. Подростком она увидела 85 лет назад то, что надолго стало кошмаром ее жизни. Тогда, в 1938-м, людей травили и убивали только за то, что они евреи. Ее семья спаслась чудом, через Чехословакию и Польшу добравшись до СССР. Эта страна стала ее новой родиной, а в Сталинграде она обрела дом. Мы разговаривали в ее волгоградской квартире, и порой просто не верилось, как эта милая женщина смогла перенести испытания, выпавшие на ее долю...
В летопись битвы на Волге ярчайшие страницы вписали истребители танков – бронебойщики. «Сталинградка» в свое время рассказывала, например, о подвигах Героев Советского Союза Ильи Каплунова, Петра Болото и некоторых других бронебойщиков. А сегодня мы вспомним Семена Антипкина, одного из самых результативных истребителей танков Великой Отечественной войны.