Советский истребитель И-16 (истребитель шестнадцатый) в предвоенные годы был одним из лучших истребителей в мире, а в нашей стране, возможно, и самым известным самолетом. На нем летают герои кинофильма 1939 года «Истребители», его изображения на многочисленных агитационных плакатах того времени.

При этом в народе его называли не слишком-то уважительно – «ишак» и «ишачок». Однако, если произнести его название «ишестнадцатый» или даже «ишашнадцатый», становится понятно, откуда и как появилось такое прозвище.

Машина была разработана в Опытном конструкторском бюро под руководством «короля истребителей» Николая Поликарпова. Первый раз она поднялась в воздух 30 декабря 1933 года.

Самолет был очень «строг» в управлении, требовал большего внимания от летчика. Считается, что пилоты, освоившие полеты на И-16, достаточно легко переучивались на другие машины.

Всего было выпущено 10  262 машины различных серий. До начала 1942 года это был основной истребитель наших ВВС. Он участвовал в гражданской войне в Испании, в японо-китайской войне, хасанских боях, советско-японском конфликте на Халхин-Голе, советско-финской и Великой Отечественной войнах.

В начале Сталинградской битвы 102‑я истребительная авиационная дивизия ПВО имела 80 самолетов И-16, И-15бис, И-153. В Красной Армии И-16 эксплуатировались до 1944 года.

Сегодня в мире есть пять или шесть восстановленных до летного состояния И-16. В отечественных и зарубежных музеях можно встретить подлинные И-16 или габаритные макеты этого легендарного самолета.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

В гостеприимном доме волгоградца Петра Ивановича МАРИНИНА мы побывали накануне его юбилея. Но в столь солидный возраст нашего собеседника не верилось – нас встретил приветливый и бодрый человек, готовый и на вопросы серьезные ответить, и пошутить, и вспоминать, вспоминать… Его судьба – часть истории нашего края. Подростком пережил Сталинградскую битву, потом помогал восстанавливать область, выучился на юриста, с нуля создавал прокуратуру Советского района Волгограда. И всегда честно служил государству и людям.
Сегодня трудно представить, как 30 лет назад первые поисковики из отряда «Надежда» выходили в поле и в одиночку, с лопатами наперевес, противостояли «черным копателям», осквернявшим солдатские могилы. А руководила отрядом преподаватель физики и астрономии россошинской сельской школы Галина Орешкина, которая впоследствии стала первым директором знаменитого на весь мир мемориала. О том, как все начиналось, через какие трудности пришлось пройти и как родился термин «поисковое движение», Галина Анатольевна рассказала нашему обозревателю Александру ЛИТВИНОВУ.