Если поискать биографию Героя Советского Союза Александра Васильевича Покликушкина, то не без удивления увидишь: она занимает страницу текста или чуть больше. О нем не написаны книги. А писать мемуары ему не было суждено…

Обычная биография

Александр Покликушкин родился в 1913 году в Москве. Разные источники приводят разные даты его рождения, поэтому ограничимся только годом. Родители воспитывали двоих сыновей и пять дочерей. Через несколько лет семья переехала в пос. Гусь-Железный (теперь – Касимовский район Рязанской области). Отец – Василий Петрович – участник русско-японской войны, Георгиевский кавалер.

Окончив неполную среднюю школу в 1927 году, Александр работал сплавщиком леса от Клетинского лесопильного завода, затем учеником машиниста на том же заводе, слесарем на фабрике «Красный текстильщик» в Касимове.

В августе 32-го был призван в Красную Армию и направлен в школу младших авиаспециалистов Ленинградского военного округа. После нее продолжил службу в том же округе. С 37-го года – в войсках ПВО около Москвы.

В 1940 году поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. Мясникова. Окончил ее в апреле 41-го года и был направлен на Дальний Восток.

На фронтах Великой Отечественной войны – с 26 января 1942 года. Начинал в 596-м (60-м гвардейском) ночном бомбардировочном авиаполку. В мае 43-го переучился на штурмовик ИЛ-2 и воевал в 74-м гвардейском штурмовом авиационном Сталинградском полку.

Александр Васильевич Покликушкин. Фото: http://forums.airforce.ru

Просто трудная работа…

Говорить стандартные фразы об этом действительно удивительном человеке не хочется. Судите сами: с 1942-го по весну 1945-го он был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени. На фронт прибыл старшиной, погиб – капитаном.

Нам всем повезло: о его подвигах много и достаточно красноречиво написано в… наградных листах. Когда их начинаешь читать, обязательно вспоминаешь строчки стихотворения Михаила Кульчицкого:

Война совсем не 
фейерверк,

А просто трудная 
работа.

Каждый орден Александра Покликушкина, каждый наградной документ сегодня как страница его биографии. Он писал ее боевыми вылетами на самолетах У-2 и Ил-2. К тому же перед тем как включить имя человека в приказ о награждении, написанное о нем проверяли.

Ночная разведка

Не стану цитировать все наградные листы – чтобы показать только описание его подвигов и перечислить уничтоженную и поврежденную немецкую технику, не хватит и всей газеты. Самое интересное – документы на звание Героя Советского Союза. Спасибо за них командиру 74-го гвардейского штурмового авиационного Сталинградского полка гвардии майору, а позже – подполковнику Василию Панычеву. В этом казенном документе рассказаны подвиги настоящего героя. Приведу лишь боевые эпизоды в дни Сталинградской битвы:

«...Участвовал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном и 4-м Украинском фронтах. Произвел 692 успешных боевых вылета на самолете У-2 ночью. В период борьбы за Сталинград довел бомбовую нагрузку до 300 кг. Летал с максимальным напряжением, совершал в ночь по 6–7 вылетов.

Ему не случайно поручались наиболее ответственные задания. Вот одно из них: на рассвете произвести посадку в районе наших войск, находящихся в окружении противника, установить с ними связь, уточнить обстановку и вылететь обратно. Выполнение этого задания поручается экипажу Покликушкина. Благополучно пролетев линию фронта, экипаж кружится над заданной территорией. Должны быть сигнальные огни, но их нет.

Что делать? Быстро светает. Свои внизу или чужие? Покликушкин принимает решение садиться. Приземлились, выключили мотор, кругом ни души. Но вот показался мотоциклист. «Наверное, свои», – говорит Покликушкин штурману. Но вот машина остановилась, из нее вышла группа солдат. Восходящие лучи солнца осветили зелено-голубые мундиры и блестящие пуговицы.

Немцы удивленно посмотрели на советский самолет и летчиков и открыли стрельбу из автоматов. Скорее к машине. Контакт. Есть контакт, но мотор капризничает. Все ближе и ближе противник, пули свистят вокруг. Экипаж уже готовится к неравной битве, готовится дорого заплатить за свою жизнь.

Но вдруг мотор заработал. В кабину. Полный газ. Самолет несется на врагов. Растерявшись немцы плашмя растянулись на земле. А когда опомнились, было поздно. Самолет был уже далеко. Десятки пробоин оказались на самолете, но экипаж выполнил задание и вырвался из цепких лап противника...<...>

... В тяжелые для Сталинграда дни танки и автоматчики противника прорвались на аэродром. Тов. Покликушкин под вражеским огнем пробирается к самолету и из-под носа немцев угоняет его. Но на этом не успокоился герой-летчик.

На другой день утром он с другим летчиком вылетел вторично, чтобы угнать с занятого врагом аэродрома еще один самолет. На этот раз не повезло. Самолет при посадке был подбит, а товарищ ранен. Тов. Покликушкин не бросает товарища в беде.

Под огнем противника, рискуя жизнью, отстреливаясь из пистолета, он около одного километра тащит его на себе и спасает ему жизнь».

Не вернулся из боя…


Извещение, которое получила мама летчика Покликушкина

Гибель капитана Покликушкина описана в наградном листе 24 марта 1945 года.

«... 18.03.1945 года при штурмовке большого скопления техники и живой силы противника в районе Фл. Гланденталь, несмотря на сильный противозенитный огонь, тов. Покликушкин сделал пять заходов над целью и при попадании снаряда зенитной артиллерии в бензобак самолет загорелся и упал в расположении скопления техники и живой силы противника и взорвался.

За смелое и активное действие по уничтожению окруженной группировки в Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть, отвагу и мужество, за произведенные после последней Правительственной награды 20 успешных вылетов на самолете ИЛ-2 тов. Покликушкин достоин награждения посмертно орденом «Отечественной война I степени».

***

Во всех донесениях о гибели Покликушкина и в извещении, которое 4 апреля было отправлено его матери Евдокии Терентьевне, написано: «Находясь на фронте, пропал без вести / не вернулся с боевого задания / 18 марта 1945 года из района Бладнау / Восточная Пруссия / ».

Нет до сих пор и единого мнения о месте захоронения летчика-героя…

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

Утром 4 августа 1942 года самолет будущего маршала Советского Союза приземлился в аэропорту Сталинграда. Температура воздуха на тот момент была уже 30 градусов по Цельсию. Свеженазначенного командующего Юго-Восточным фронтом никто в то утро не встречал, кроме шофера, который должен был отвезти его в штаб.
Победа в Сталинградской битве вызвала всеобщее восхищение подвигом Красной Армии, вселила уверенность в неизбежности поражения нацизма и решительно активизировала движение Сопротивления в Европе. Рассказывает кандидат исторических наук, президент международного благотворительного фонда «Сталинградская битва» Дмитрий БЕЛОВ.