Более 200 известных советских литераторов, командированных от ведущих советских газет, служивших во фронтовых, армейских или дивизионных газетах, писали о буднях сражения на Волге, что называется, с места событий.

Это, к примеру, – поэты Александр Яшин, Евгений Долматовский с его «Случайным вальсом», который называют «самым офицерским», Алексей Сурков, «Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!» – Михаил Кульчицкий. Писатель Николай Вирта в дни боев был при штабе 62‑й армии генерала Василия Чуйкова. Его коллега, писатель, служивший в газете 64‑й армии Михаил Лузгин погиб на юге Сталинграда. Недалеко от него, в прямом смысле слова, в окопе, сидел будущий писатель Михаил Алексеев – автор книги «Мой Сталинград».

О Сталинграде писали очерки Борис Полевой и Михаил Шолохов. Поэт Николай Грибачев в дни боев не только командовал саперным батальоном, но и ухитрялся еще писать стихи, которые читал подчиненным.

Вопреки легенде, Александр Серафимович не «прорывался в Сталинград на танке». Один из старейших писателей страны приехал в город своего имени в эвакуацию из Москвы, а пришлось уходить пешком из него вместе с внучкой. Юлий Чепурин – один из первых, кто написал о защитниках дома Павлова и их командире. Его перу принадлежит и первая пьеса об обороне города – «Сталинградцы».

Лауреат Сталинской премии, награжденный еще до войны орденом Ленина, Алексей Каплер прислал в «Правду» рассказ «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда». Девушка, к которой как бы обращался «лейтенант Л.», была не кем‑нибудь, а дочерью Сталина – Светлана. Рассказ был осужден Управлением пропаганды ЦК ВКП (б), а автор «попал» почти на 10 лет в лагеря.

О подвиге сталинградских артиллеристов мы судим по книгам бывшего сержанта-артиллериста Юрия Бондарева.

Этот список можно продолжать долго. И мы обязательно продолжим рассказывать об известных и часто незаслуженно забытых людях, писавших о великом подвиге Сталинграда.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

Несколько лет назад, когда Ольга Ширнина только попала в международное сообщество колористов, ее поразило отсутствие среди работ «русской темы» –ее коллеги раскрашивали американские, немецкие, французские военные фотографии, а советских фотографий среди них не было вообще. Тогда Ольга решила восполнить пробел и начала колоризировать снимки времен Великой Отечественной войны. Первые же ее «раскраски» солдат Красной армии вызвали шквал негодования среди иностранцев, удивительно, но некоторые даже требовали, чтобы она «прекратила красную пропаганду»! Ничуть не лучше встретили её работы и на «нашей» стороне – жесткая критика, требования «прекратить безобразие» от людей, которые в принципе не приемлют колоризацию, и бесконечные придирки от «специалистов», пристрастно выискивающих недочеты в деталях советской униформы и амуниции. Однако большинству простых читателей эти работы понравились, люди отмечают бережную работу колориста с деталями и общее «живое» впечатление от фотографий, которые мы привыкли видеть в черно-белых тонах. Мы предлагаем вам посмотреть работы Ольги Ширниной и самостоятельно их оценить.
В Сталинградской битве принимали участие большинство образцов артиллерийских систем, которые в то время были на вооружении РККА. По тем или иным причинам в различной, даже военной литературе упоминают про несколько «основных» образцов. Казалось бы, почему после завершения битвы на Волге на базах Сталинградской группы войск находились боеприпасы к 76-мм горным пушкам?