В Российском государственном архиве кинофотодокументов есть фото: «Советские артиллеристы из расчета сержанта Бардадымова ведут обстрел вражеских дзотов на окраине Сталинграда из 152‑мм гаубицы-пушки МЛ-20 образца 1937 года». Сделано оно в декабре 42‑го кинооператором Абрамом Кричевским.

Фамилия Бардадымов довольно редкая. К примеру, на сайте Министерства обороны России «Подвиг народа» есть всего 58 документов о награждении военнослужащих с такой фамилией орденами Отечественной войны в военные годы. И еще 19 Бардадымовых получили эту награду  в 1985-м по случаю 40‑летия Победы.

Скорее всего, командовал расчетом орудия в Сталинграде сержант Николай Евдокимович Бардадымов 1912 года рождения. В Красную Армию он был призван 3 июля 1941 года Красноармейским РВК Краснодарского края. На фронт попал именно в район Сталинграда.

24 мая 1945 года орудийный номер 2‑й батареи 1‑го дивизиона 147‑й армейской пушечной Речицко-Рогачевской Краснознаменной, ордена Суворова и ордена Александра Невского бригады был награжден медалью «За отвагу».

Кстати, 147‑я пушечная артиллерийская бригада была сформирована в 1944 году из двух пушечных артиллерийских полков – 554‑го и 1168‑го. Именно 1168‑й пушечный артиллерийский полк РГК участвовал в Сталинградской битве с октября 1942 года по  2 февраля 1943-го.

Согласно наградному  листу сержант Николай Бардадымов  прошел всю войну до самой Победы и не был ни разу  ни контужен, ни ранен – редчайший случай.

Воевал на Сталинградском и Центральном фронтах. Боевой путь закончил на Белорусском фронте 9 мая 1945 года.

Прочитать ещё

Многие ключевые события Сталинградской битвы происходили не в самом городе, а на дальних и ближних подступах к нему. Одна из страниц этой героической летописи связана с боями, которые после страшной бомбежки 23 августа в ночь на 24-е шли на территории нынешнего Городищенского района Волгоградской области. То, что совершила там 35‑я гвардейская стрелковая дивизия, иначе как подвигом не назовешь. И вот почему.
Когда речь заходит о событиях Великой Отечественной, чаще вспоминают имена командиров и командующих различных степеней. А вот их первые помощники – начальники штабов – остаются как бы в тени. Между тем среди них было немало ярких личностей, людей с уникальной фронтовой судьбой.