В экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва» есть зенитный прожектор, как тогда говорили, закрытого типа – З-15‑4.

    Буква «З» в его названии означает – «зенитный», 15 – размер линзы в дециметрах, или 150 см, а 4 – мощность в киловаттах.

Такой прожектор – основной агрегат автомобильной прожекторной станции под тем же названием. Прожектор устанавливался на низкорамной четырехколесной тележке, а перевозился в кузове автомобиля марки ЗИС, где размещались пульт управления прожектора, катушка с силовым кабелем, ручная лебедка и сидения для трех членов расчета.

С 1938‑го по 1942 год на московском заводе «Прожектор» было выпущено более 15,5 тыс автомобильных прожекторных станций З-15‑4. АПС З-15‑4 стояли на вооружении отдельных зенитных прожекторных батальонов и зенитных прожекторных полков. А летом 42-го в состав Сталинградского корпусного района ПВО входил даже 43‑й зенитный прожекторный полк.

Тактико-технические характеристики

• масса станции в походном положении – 6100 кг

• масса прожектора – до 950 кг

• осевая сила света – 650 млн ватт

• время горения пары углей электродуговой лампы – 75 мин.

• дальность освещения – до 10 км

• время развертывания –  около 8 мин.

• максимальная скорость движения – 60 км / ч

• расчет – 5 человек.

Прочитать ещё

В конце июля 1942 года над аэродромом в Средней Ахтубе показался зеленый «Дуглас», сопровождаемый парой истребителей. Когда после пробежки затих рев моторов, в проеме двери появился тот, кого уже ждали здесь. Так впервые на землю Сталинграда ступил военачальник, с чьим именем связаны многие победы в Великой Отечественной войне.
14 декабря 1942 года номер «Правды» – главной газеты Советского Союза – вышел с рассказом военного корреспондента Алексея Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда». Наверное, это единственный лирический рассказ, напечатанный в годы войны в органе Центрального комитета и МК ВКП (б).