Поздней осенью 1941 года началось строительство оборонительных рубежей между Доном и Волгой. Отрывались противотанковые рвы, устраивались эскарпы, долговременные огневые точки – ДОТы. Чтобы упростить обустройство огневых точек, в Сталинграде организовали производство специальных бронеколпаков.

Материалом для ДОТов служил прежде всего бетон. Однако такие огневые точки имели большой вес, их тяжело было транспортировать к месту установки. К тому же в условиях военного времени ощущался большой дефицит цемента, щебня, песка.

Для решения этой проблемы в Сталинграде было организовано производство бронеколпаков. Их изготавливали на заводе «Красный Октябрь» из отходов производства. При одинаковых защитных свойствах в сравнении с бетонными сооружениями металлические были в несколько раз легче и дешевле в производстве.

Генерал армии Александр Комаровский, руководивший строительством этих оборонительных рубежей, в книге своих воспоминаний писал:

«На 1 января 1942 г. в Сталинграде было изготовлено 700 штук таких металлических бронеколпаков. Одновременно с ними были разработаны чертежи и освоено производство сборных железобетонных противоосколочных огневых точек и металлических наблюдательных пунктов».

Производство бронеколпаков на «Красном Октябре» продолжалось практически до начала боев в городе. К сожалению, точное число ДОТов, изготовленных в Сталинграде, неизвестно. К тому же из большого числа бронеколпаков, наблюдательных пунктов и других инженерных сооружений до нашего времени практически ничего не осталось. К примеру, в экспозициях музея завода «Красный Октябрь» представлена «реплика» бронеколпака, изготовленная в наши дни по фронтовым чертежам.

И все же бронеколпак, изготовленный на заводе «Красный Октябрь» в июле-августе 1942 года, сохранился. Он находится в Москве, в Музее Победы на Поклонной горе. Этот бронеколпак участвовал в обороне завода. В столичный музей он был передан из музея-панорамы «Сталинградская битва» в 2001 году. Большинству волгоградцев он почти неизвестен.

Такие бронеколпаки использовались для наблюдения за полем боя и ведения огня из пулеметов – от ручных до станковых – системы Максима. После окончания Сталинградской битвы бронеколпаки были сняты с позиций, а затем переплавлены – военная сталь нужна была для мирных дел.

Прочитать ещё

Судьбы защитников волжской твердыни после войны сложились по-разному. Были среди них и те, кто стал известным и даже знаменитым не только в нашей стране, но и в мире. Между тем об их боевом прошлом вспоминают редко. Сведения о некоторых таких выдающихся защитниках Сталинграда собрал наш военный обозреватель Александр Фолиев.
Большая часть этих рисунков выполнена карандашом, наспех, скупыми штрихами, передавая лишь самые характерные черты изображаемого лица. Их рисовали на передовой, в госпиталях, в партизанских отрядах. Капитана Федора Ильченко, который первым ворвался в штаб Паулюса в январе 1943 года, рисовали прямо там же, в подвале Центрального универмага, с натуры. Иногда эти карандашные рисунки становились последним прижизненным портретом человека. Так случилось с минером Василием Сонькиным – он погиб всего шесть дней спустя после того, как позировал фронтовому художнику в Сталинграде в январе 1943 года.