15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100 000 рублей на постройку боевого самолета. По возрасту Ферапонт Петрович, участник Первой мировой и Гражданской войн, Георгиевский кавалер, не подлежал призыву в армию. К тому же, на его попечении оставались девять внуков. Тогда он решил помочь армии материально.

На Саратовском авиазаводе производили истребители Як-1б. Такой он и вручил земляку – гвардии майору Борису Еремину, командиру 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й Воздушной армии. Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Б. Н. Еремин (кстати, выпускник легендарного Качинского военного училища летчиков) служил в Советской армии до 75-го года.

После того как Еремин провоевал на самолете больше года и был выработан весь ресурс машины, истребитель отправили обратно в Саратов. Сначала его поставили на центральной площади города, а затем поместили в музей.

А Ферапонт Петрович собрал еще 100 000 рублей на покупку второго истребителя – теперь уже Як-3. На нем Борис Еремин встретил Победу 9 мая 1945 года в Праге.

Более 20 лет эта машина находилась в США и вернулась в Россию лишь в декабре 2014 года. Недавно закончилась ее реставрация в Музее техники Вадима Задорожного, сотрудники которого любезно предоставили фотографии самолета.

Второй самолет Ф. Головатого реставрировали в Музее техники Вадима Задорожного

К слову, за годы Великой Отечественной войны построены 2565 боевых самолетов на личные деньги граждан. Сумма эта громадная – 2 млрд 850 млн тогдашних рублей.

В это патриотическое движение включились и жители истерзанной (в прямом смысле слова) войной нашей области. Так, свои сбережения на самолет передал колхозник сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области Василий Викторович Конев. Машина получила имя его племянника, погибшего 30 декабря 1942 года, Героя Советского Союза подполковника Георгия Конева.

Этот самолет ЛА-5Фн был вручен легендарному советскому асу Ивану Кожедубу в мае 1944 года. Когда летчик был переведен в другую часть, на этом истребителе летал сначала старший лейтенант Кирилл Евстигнеев, ставший дважды Героем Советского Союза.

Позже машина перешла к старшему лейтенанту Павлу Брызгалову. На именном истребителе он одержал 12 побед и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Редакция благодарит сотрудника Музея техники Вадима Задорожного за предоставленное фото самолета Ф. П. Головатого.

Прочитать ещё

Очень просим вас не забыть о скорбной дате – 22 июня. В этот день в 1941 году началась война. Что пережили люди той эпохи, сложно передать словами, но надо пытаться, потому что сегодня предпринимаются попытки пересмотреть события тех лет и вычеркнуть из памяти народа злодеяния гитлеровских захватчиков. Люди, прежде всего молодое поколение, должны знать подлинную историю! Дети Сталинграда.
15 октября 2022 года исполнилось 55 лет со дня открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. За полвека о легендарном мемориале, казалось, уже рассказано все. Но наши журналисты сумели найти новые интересные подробности истории. Сегодня мы публикуем первую часть этих эксклюзивных материалов. В основе – книга «Вучетич. Скульптор эпохи» издательства «Карьера Пресс», посвященная народному художнику СССР Евгению Вучетичу (1908-1974), автору мемориала на Мамаевом кургане. Книгу написал сын скульптора, журналист и литератор Виктор Вучетич (1935-2011), и у нее непростая судьба: написанная почти 30 лет назад, она увидела свет только сейчас благодаря стараниям и трудам внука скульптора и полного его тезки – Евгения Викторовича Вучетича. Нашему военному обозревателю Александру Фолиеву он рассказал о самых значимых эпизодах истории создания скульптором Вучетичем мемориала на Мамаевом кургане.