Исход сражения за Сталинград во многом зависел от того, насколько четко, регулярно будут поставляться на фронт оружие, боеприпасы, воинское пополнение. А это в свою очередь требовало бесперебойной работы прифронтового железнодорожного транспорта. В таких вот эшелонах в пору Сталинградской битвы и начиналась трудовая биография нашей землячки, ветерана Великой Отечественной войны Марии Павловны Гайдамакиной.

Огненные версты

Отца Марии Павловны призвали на фронт в самом начале войны. Следом за ним ушел на фронт и ее брат, которому на тот момент едва стукнуло 18.

Дома, во Фролово, остались лишь Мария с мамой – время настало голодное, тяжкое, на близлежащей железнодорожной станции работать стало некому.

16-летняя девушка выучилась наскоро на дежурную по станции, а затем ее направили работать младшим кондуктором товарных эшелонов на железнодорожную станцию Арчеда. Направление движения у этих эшелонов было в то время одно – Сталинград. В них в сражающийся город и доставлялись военные грузы.

Надев полушубок и ватные брюки, и днем, и ночью ездила в поезде: если что-то на путях случится, должна была сразу же тормоз сорвать.

– «Башмак» таскала в таких случаях, чтоб под колеса поезда его подкладывать, а он – весом в пуд! – вспоминает Мария Павловна. Фонари здоровенные тоже носила. Бывало, едешь, едешь. Вдруг что-то случилось на пути. Эшелон сразу же останавливается, иду назад с полкилометра, несу на руках тяжеленный «башмак». Ставлю его под колеса последнего вагона, а сама ухожу с фонариком почти на километр дальше. Если все нормально, вешаю желтый фонарь как сигнал для машиниста.

Но если есть на путях опасность, тогда в ход идет красный фонарь: когда устранят неисправность, от паровоза давали сигнал и ждали, пока Мария вернется в поезд.

Главная в поезде

Вот так и ездила она, раз за разом, к фронту и обратно. И танки, и солдат, и пушки возили ее товарные эшелоны, и боеприпасы – даже знаменитые «катюши». Разгружали технику с платформ на станциях прибытия в условиях секретности и прятали затем ее в укрытиях. Ездили обычно до станций Разгуляевка, Чир, Петров Вал. Не было у нее ни выходных, ни отдыха. Мария дома почти не бывала.

– Иной раз вернусь на свою станцию и даже с места своего встать не могу – настолько утомилась, – вспоминает ветеран. – Кто-нибудь другой из кондукторов снимал меня с машины под руки. Бывало, в пути эшелон попадал под бомбежку и вагоны разбивались, как скорлупки.

В конце июля 1942‑го после бомбежек арчединский железнодорожный узел превратился в груду развалин.

Ремонт путей занял бы довольно много времени. Но фронт долго ждать не мог. Поэтому быстро проложили обводной железнодорожный путь прямо по улицам города Фролово – Народной, Советской, Спартаковской.

В декабре 1942 года арчединские железнодорожники помогли сорвать план немецкого командования. Под непрекращающимися бомбардировками они в кратчайшие сроки сформировали, пропустили и выгрузили 165 эшелонов с личным составом и боевой техникой.

Именно отсюда передислоцированная 2‑я гвардейская армия генерала Родиона Малиновского перешла в район реки Мышково на Среднем Дону. Она остановила и разбила войска генерала Манштейна, рвавшегося на помощь фельдмаршалу Паулюсу.

Когда Марии исполнилось 18 лет, она стала уже главным кондуктором на поездах. Можно сказать, что начальником эшелона – все документы на поезда принимала она перед их отправлением и сдавала затем в пункте назначения.

Жить ради других

Отец и брат Марии с войны не вернулись. Оба пропали без вести. Отец – где‑то на западе, при отступлении в начале войны, брат тоже без вести пропал – под Сталинградом. Мария Павловна тоскует по ним до сих пор. «Так и не выплакала, – говорит, – я ни отца, ни брата».

После войны, в 1946 году, Мария Гайдамакина под поезд угодила – сильно пострадала нога, пальцы отрезало, и ей, совсем молодой еще женщине, дали 2-ю группу инвалидности.

Но недаром говорят – беда не ходит в одиночку. Мария заболела столбняком. Месяц лежала неподвижно, не было шансов на спасение, но молодой организм справился.

На железной дороге больше не смогла работать. Вместе с мамой уехала в село Гуляевка этого же Фроловского района, поступила в колхоз.

И еще долго трудилась, несмотря на инвалидность. Ходила ночи напролет за трактором, плугом, с пчелами на пасеке работала.

Вспоминает: тяжело жили, было у нее тогда одно-единственное платье. После стирки некогда ждать, когда высохнет – надевала мокрым…

В 1985 году Мария Гайдамакина переехала в Арчединский лесхоз и стала там работать, потом трудилась в техникуме вахтером.

Сейчас Мария Павловна живет в поселке при том же Арчединском лесхозе Ветютневского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области – тут 8 хуторов, но Мария Павловна осталась единственным ветераном Великой Отечественной.

Сейчас ей идет 97-й год. Невзирая на возраст и накопившиеся проблемы со здоровьем, она по‑прежнему все делает по дому сама. Лишь иногда просит внука Олега помочь.

Есть о Марии Павловне статья в районной Книге памяти, гости нередко к ней в дом приезжают – представители властей района, сельского поселения, районного Совета ветеранов и, конечно, школьники.

Всех хозяйка встречает радушно. Это общение ей помогает чувствовать себя необходимой людям – как тогда, 80 лет назад, в годы Сталинградской битвы…

Прочитать ещё

14 декабря 1942 года номер «Правды» – главной газеты Советского Союза – вышел с рассказом военного корреспондента Алексея Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда». Наверное, это единственный лирический рассказ, напечатанный в годы войны в органе Центрального комитета и МК ВКП (б).
«Сталинградский бронепоезд» – этим материалом в ноябре минувшего года наша газета открыла еще одну, не очень известную страницу великой битвы на Волге: речь шла о подвиге тех, кто создавал бронепоезда и кто на них отважно сражался с фашистами. И сразу же в нашу редакцию пришли отклики, в том числе от краеведов, изучающих эту часть героической Сталинградской летописи. Благодаря нашим неравнодушным читателям история подвига бронепоездов во время Великой Отечественной войны дополнилась новыми фактами и свидетельствами.