24 июня 1945 года по Красной площади прошли 35 325 военнослужащих - от маршалов до сержантов и солдат. Был среди них, наверное, и единственный художник – Алексей Иванович Бородин (1915–2004).

В 1936-м Алексей Бородин окончил Саратовский художественно-промышленный техникум. На следующий год его призвали в армию. При этом в 1939-м он стал членом Союза художников РСФСР. Не бросал Алексей Иванович творчество и в годы Великой Отечественной. На фронте он рисовал, как только появлялась малейшая возможность: в походах, на привале, между боями…

Войну Алексей Бородин начал рядовым, а победу встретил капитаном. Был артиллеристом, потом – танкистом, командиром танка и танкового взвода, а после ранения – помощником начальника штаба по оперативной работе.

На Курской дуге участвовал в легендарном Прохоровском танковом сражении. Был удостоен ордена Красной Звезды. 7 июля 1943 года в бою его танк был подбит, но лейтенант Бородин не покинул его, а продолжал вести огонь по врагу, пока машина не сгорела…

В 1944 году 201-ю танковую бригаду, в которой воевал Бородин, вывели в резерв Верховного Главнокомандования в подмосковный Наро-Фоминск. Бригада участвовала в Параде Победы. Сохранился интересный документ – акт о вручении командиром 201-й танковой бригады медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» участникам Парада Победы в составе сводного механизированного полка. Под номером 71 значится Бородин Алексей Иванович, старший лейтенант.

Летом 1945-го 201-ю бригаду перебросили на Дальний Восток – уже для участия в боевых действиях против Японии. После войны бригада дислоцировалась в Монголии, где капитан Бородин организовал две выставки своих работ в городе Чойбалсан.

Демобилизовался Алексей Иванович в 1946-м, вернулся в Саратов, где преподавал в местном художественном училище. А в 1962-м переехал в Волгоград. В 1967 году Алексей Бородин стал заслуженным художником РСФСР. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Волгоградском музее изобразительных искусств и в ряде региональных музеев.

В Государственном историческом музее уже несколько лет идет работа над специальным проектом «Неизвестный солдат. Вернем имена забытым героям».

В фондах музея хранится коллекция портретов времен Великой Отечественной войны, которые фронтовыми художниками создавались непосредственно на передовой, в госпиталях, в партизанских отрядах.

Сотрудники музея по надписям на рисунках пытаются установить судьбы изображенных людей. Среди этих портретов есть и работы замечательного волгоградского художника Алексея Бородина.

Прочитать ещё

В этом году нашей давней читательнице Галине Бадыковой, живущей в поселке Красный Пахарь Городищенского района Волгоградской области, исполнится 90 лет. А в огненном 1942‑м ей было всего 14. Но многие события тех дней Галина Назаровна помнит так, будто они произошли вчера. О вой­не она рассказала нашему обозревателю Александру ЛИТВИНОВУ.
15 октября 2022 года исполнилось 55 лет со дня открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. За полвека о легендарном мемориале, казалось, уже рассказано все. Но наши журналисты сумели найти новые интересные подробности истории. Сегодня мы публикуем первую часть этих эксклюзивных материалов. В основе – книга «Вучетич. Скульптор эпохи» издательства «Карьера Пресс», посвященная народному художнику СССР Евгению Вучетичу (1908-1974), автору мемориала на Мамаевом кургане. Книгу написал сын скульптора, журналист и литератор Виктор Вучетич (1935-2011), и у нее непростая судьба: написанная почти 30 лет назад, она увидела свет только сейчас благодаря стараниям и трудам внука скульптора и полного его тезки – Евгения Викторовича Вучетича. Нашему военному обозревателю Александру Фолиеву он рассказал о самых значимых эпизодах истории создания скульптором Вучетичем мемориала на Мамаевом кургане.