В дни битвы на Волге женщины в Красной Армии, как правило, были зенитчицами, летчицами, регулировщицами, санитарками, врачами, медсестрами, телефонистками. Реже – танкистами, моряками в Волжской военной флотилии, шоферами… Тем ценнее фотография из «Журнала боевых действий Донского фронта», впервые опубликованная недавно на сайте Минобороны РФ в разделе «Сталинградский перелом. Битва, изменившая ход Великой войны».

На фронт ушла добровольцем

На снимке военкора фронтовой газеты «Красная армия» Наума Цидельковского – «заместитель командира роты автоматчиков по политчасти В. Ф. Беликова». Указано: «В уличных боях в городе Сталинграде уничтожила более 50 фашистов».

Звание замполита роты автоматчиков Беликовой не указано, но известно, что замкомроты по политической части – офицерская должность категории лейтенант – старший лейтенант.

В годы войны во взводы разведки и в роты автоматчиков пехотных полков отбирали самых лучших и опытных солдат и сержантов, соответственно лучшими там были и командиры. На архивных сайтах Минобороны РФ есть некоторые сведения о красноармейце Валентине Федоровне Беликовой, 1924 г. р., кандидате в члены ВКП(б).

Точной даты рождения нет, поэтому, возможно, в январе 43го ей не было и 19 лет. В Сталинграде она воевала в 1311м стрелковом полку 173й стрелковой дивизии – бывшей 21й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы.

Советские автоматчики в уличном бою в Сталинграде, 1942 год.

«За отвагу»

В армию была призвана 23 июня 1941 года (в 17 лет) как доброволец Таганским районным военкоматом. С 19 июля она уже была на передовой. 21‑я дивизия народного ополчения, преобразованная в 173‑ю стрелковую дивизию (II формирования), в октябре 1941 года вела оборонительные бои юго-западнее Кирова в составе 33‑й армии.

В ноябре 41-го дивизия Валентины участвовала в обороне районов Каширы и Венева, затем – в составе 1го гвардейского кавалерийского корпуса в контрнаступлении и освобождении городов Тульской и Калужской областей.

Осенью 1942 года со своей дивизией Валентина была переброшена под Сталинград. В представлении на награждение Валентины Беликовой за бои в битве на Волге говорится:

«... 29 января в районе Нефтесиндиката т. Беликова с 4 бойцами, получив задание блокировать немецкий блиндаж, в котором засели немецкие автоматчики со станковыми пулеметами, первая подползла к блиндажу, бросила гранату и, ворвавшись в блиндаж, захватила 4 фрицев, 1 станковый пулемет и 14 автоматов.

... 31 января в бою в гор. Сталинграде тов. Беликова с группой бойцов выбила немцев из здания банка, лично убила 6 немцев и 8 чел. взяла в плен и на здании водрузила Красный флаг...».

 Служила во фронтовой газете

Правда, в приказе командир дивизии, как это часто было тогда на войне, «снизил» награду с ордена Красной звезды до медали «За отвагу». А вот о дальнейшей судьбе Валентины Беликовой мало что известно.Сведения об отважной девушке, защищавшей Сталинград, пришлось собирать буквально по крупицам. Но эти данные очень интересны.

В декабре 1943го Валентина Беликова стала литературным сотрудником редакции газеты «За Советскую Родину», ее издавали в 31й гвардейской стрелковой дивизии.

Комдивом тогда был генерал-майор Иван Бурмаков, тоже участник Сталинградской битвы. Во время сражения на Волге он возглавлял 38‑ю отдельную мотострелковую бригаду, которая пленила штаб 6‑й армии вермахта и фельдмаршала Паулюса.

В редакции Валентина прослужила недолго, попала в госпиталь, а в январе 44‑го стала комсоргом 3‑го батальона 95‑го гвардейского стрелкового полка все той же 31‑й гвардейской стрелковой дивизии.

В октябре 44-го дивизия в составе армии вела бои по уничтожению немецко-фашистской группировки, прижатой к морю на Курляндском полуострове.

Командующий 11‑й гвардейской армией генерал-полковник Кузьма Галицкий вспоминал:

«...31я гвардейская стрелковая дивизия со 2м батальоном 153й танковой бригады и 1435м самоходно-артиллерийским полком рассекла на трехкилометровом фронте на участке Кунигишки - Ланкен – отдельные дома северо-восточнее Сталавка оборону врага, овладела в скоротечном бою первой и второй вражескими траншеями и продолжала продвигаться на Будвеце...».

В этих боях комсорг батальона гвардии лейтенант Валентина Беликова снова отличилась. В представлении к ордену Красной Звезды, датированном 26 октября 1944 года, говорилось:

«...В ночь на 16.10.1944 г. перед прорывом обороны противника в районе Кунигишки – Ланкен т. Беликова находилась в передних траншеях вместе с бойцами, где мобилизовала комсомольцев и беспартийную молодежь 3го штурмового батальона на выполнение поставленной командованием боевой задачи.

Когда был получен боевой приказ, она вместе с бойцами наступающих подразделений пошла в атаку, чем подняла дух наступающих бойцов, которые, не считаясь с огнем противника, вслед за огневым валом артиллерии ворвались в передние траншеи противника, не задержались в них и быстро овладели вторыми траншеями…».

Но о награждении орденом Красной Звезды гвардии лейтенант Валентина Беликова уже не узнала. 29 октября 1944 года она погибла в бою около деревни Прослаукен в провинции Гумбиннен. Похоронена в братской могиле на площади Победы в городе Озерске Калининградской области.

Прочитать ещё

29 ноября 1943 года во время Тегеранской конференции премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль по поручению короля Георга VI вручил Иосифу Сталину наградной (церемониальный) меч в знак восхищения мужеством и стойкостью защитников Сталинграда. На клинке сделана надпись: «ГРАЖДАНАМ СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ БРИТАНСКОГО НАРОДА». История создания этого меча широко известна. Между тем нашему военному обозревателю Александру Фолиеву все же удалось выяснить малоизвестные подробности.
Накануне Великой Отечественной войны в нашей стране был создан так называемый триплекс орудий большой мощности: 203,2-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5 имели практически однотипный лафет.