Советский истребитель И-16 (истребитель шестнадцатый) в предвоенные годы был одним из лучших истребителей в мире, а в нашей стране, возможно, и самым известным самолетом. На нем летают герои кинофильма 1939 года «Истребители», его изображения на многочисленных агитационных плакатах того времени.

При этом в народе его называли не слишком-то уважительно – «ишак» и «ишачок». Однако, если произнести его название «ишестнадцатый» или даже «ишашнадцатый», становится понятно, откуда и как появилось такое прозвище.

Машина была разработана в Опытном конструкторском бюро под руководством «короля истребителей» Николая Поликарпова. Первый раз она поднялась в воздух 30 декабря 1933 года.

Самолет был очень «строг» в управлении, требовал большего внимания от летчика. Считается, что пилоты, освоившие полеты на И-16, достаточно легко переучивались на другие машины.

Всего было выпущено 10  262 машины различных серий. До начала 1942 года это был основной истребитель наших ВВС. Он участвовал в гражданской войне в Испании, в японо-китайской войне, хасанских боях, советско-японском конфликте на Халхин-Голе, советско-финской и Великой Отечественной войнах.

В начале Сталинградской битвы 102‑я истребительная авиационная дивизия ПВО имела 80 самолетов И-16, И-15бис, И-153. В Красной Армии И-16 эксплуатировались до 1944 года.

Сегодня в мире есть пять или шесть восстановленных до летного состояния И-16. В отечественных и зарубежных музеях можно встретить подлинные И-16 или габаритные макеты этого легендарного самолета.

Прочитать ещё

О том, как в музее-заповеднике «Сталинградская битва» дочери героя помогли восстановить историческую справедливость, рассказывает специалист музея Мария Часовитина.
17 августа 1942 года на высоте 180,9 под станицей Сиротинской Сталинградской области погиб стрелковый взвод гвардии младшего лейтенанта Василия Кочеткова. Их было 16 – против почти 200 фашистов. Но ни превосходящая пехота противника, ни мощные немецкие танки не заставили защитников Сталинграда отступить.