При этом в народе его называли не слишком-то уважительно – «ишак» и «ишачок». Однако, если произнести его название «ишестнадцатый» или даже «ишашнадцатый», становится понятно, откуда и как появилось такое прозвище.
Машина была разработана в Опытном конструкторском бюро под руководством «короля истребителей» Николая Поликарпова. Первый раз она поднялась в воздух 30 декабря 1933 года.
Самолет был очень «строг» в управлении, требовал большего внимания от летчика. Считается, что пилоты, освоившие полеты на И-16, достаточно легко переучивались на другие машины.
Всего было выпущено 10 262 машины различных серий. До начала 1942 года это был основной истребитель наших ВВС. Он участвовал в гражданской войне в Испании, в японо-китайской войне, хасанских боях, советско-японском конфликте на Халхин-Голе, советско-финской и Великой Отечественной войнах.
В начале Сталинградской битвы 102‑я истребительная авиационная дивизия ПВО имела 80 самолетов И-16, И-15бис, И-153. В Красной Армии И-16 эксплуатировались до 1944 года.
Сегодня в мире есть пять или шесть восстановленных до летного состояния И-16. В отечественных и зарубежных музеях можно встретить подлинные И-16 или габаритные макеты этого легендарного самолета.