Советский истребитель И-16 (истребитель шестнадцатый) в предвоенные годы был одним из лучших истребителей в мире, а в нашей стране, возможно, и самым известным самолетом. На нем летают герои кинофильма 1939 года «Истребители», его изображения на многочисленных агитационных плакатах того времени.

При этом в народе его называли не слишком-то уважительно – «ишак» и «ишачок». Однако, если произнести его название «ишестнадцатый» или даже «ишашнадцатый», становится понятно, откуда и как появилось такое прозвище.

Машина была разработана в Опытном конструкторском бюро под руководством «короля истребителей» Николая Поликарпова. Первый раз она поднялась в воздух 30 декабря 1933 года.

Самолет был очень «строг» в управлении, требовал большего внимания от летчика. Считается, что пилоты, освоившие полеты на И-16, достаточно легко переучивались на другие машины.

Всего было выпущено 10  262 машины различных серий. До начала 1942 года это был основной истребитель наших ВВС. Он участвовал в гражданской войне в Испании, в японо-китайской войне, хасанских боях, советско-японском конфликте на Халхин-Голе, советско-финской и Великой Отечественной войнах.

В начале Сталинградской битвы 102‑я истребительная авиационная дивизия ПВО имела 80 самолетов И-16, И-15бис, И-153. В Красной Армии И-16 эксплуатировались до 1944 года.

Сегодня в мире есть пять или шесть восстановленных до летного состояния И-16. В отечественных и зарубежных музеях можно встретить подлинные И-16 или габаритные макеты этого легендарного самолета.

Прочитать ещё

Это письмо пришло к нам из станицы Днепровской Тимашевского района Краснодарского края. Сын рассказал об отце, Дмитрии Гавриловиче Шкарбаненко, защитнике Сталинграда. И посвятил ему свои стихи.
70 лет назад, 29 августа 1949 года, на полигоне под Семипалатинском была впервые испытана советская атомная бомба. За полвека там было произведено множество атомных взрывов. Долгое время подготовкой и проведением испытаний атомных бомб занимался волгоградец Владимир Верховодов.