В Красной Армии бронепоезда, бронемашины, танки составляли значительную часть особого рода сухопутных войск, т. н. бронесил. В условиях Гражданской войны, когда борьба часто велась за железнодорожные узлы и магистрали, бронепоезда стали наиболее мощным средством защиты и нападения. Поэтому повсеместно началось их оборудование.
Рабочие промышленных предприятий и железнодорожных депо не только строили и вооружали бронепоезда, но нередко сами составляли их команды. Первые бронепоезда представляли зачастую обычные вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами, железом. Созданные в течение нескольких суток, они не отличались большой мощью, имели различное количество вагонов и самые различные системы вооружения.
Как «Черепаха» сменила имя
Более мощными были бронепоезда, построенные на крупных заводах Петрограда, Царицына и других городов. Они имели полностью бронированные паровоз, вагоны с хорошо оснащенными башнями или площадками для орудий и пулеметами, установленными внутри и стрелявшими через амбразуры.
В мае 1918 г. в Царицыне были оборудованы первые бронепоезда. Орудийный и металлургический заводы представляли мощную базу для строительства, ремонта и вооружения подобных видов военной техники.
К.Е. Ворошилов с красногвардейцами на фронте под Царицыном у бронепоезда "Коммунист", осень 1918 г.
Бронепоезда нередко переходили из рук в руки и фигурировали у красных под одним названием, у белых – под другим. Примером может служить бронепоезд «Черепаха», отбитый красногвардейцами в мае 1918 г. Для ремонта и вооружения он был отправлен на орудийный завод Царицына.
Рабочие забронировали паровоз, четыре вагона с бронеплощадками, на которых установили четыре трехдюймовые пушки на вращающихся лафетах. В броневагонах были установлены 24 пулемета. В случае необходимости четыре пулемета «Льюис» могли выноситься на крышу. Вагоны были оборудованы телефонной связью.
Команда бронепоезда была набрана из артиллеристов 2-й Сибирской батареи, прибывшей в наш город из Ростова после тяжелых боев. Командовал батареей Д. К. Чернявский.
По просьбе команды бронепоезд был назван «2-й Сибирский», в память о бойцах батареи, погибших в боях под Ростовом и Новочеркасском. По свидетельству газеты «Солдат революции», бронепоезд отличался быстротой и решительностью в действиях.
Все четыре колеса
Во время конных атак возникла острая необходимость огневой поддержки. Появились конные тачанки – легкие повозки с установленными на них пулеметами. Тачанки использовались во всех крупных кавалерийских соединениях белой и Красной армий. Почти все наши представления о тачанке связаны с историей Гражданской войны. Однако же первые боевые колесницы появились еще в Древнем Египте, но они, конечно, имели другое тактическое применение и конструкцию.
В центре одного из залов Мемориально-исторического музея представлена пулеметная тачанка, полученная в 1951 г. из Заволжья. Это были всего лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие, старая обшивка, порванное сиденье. После реставрации тачанка заняла свое почетное место в музее.
Тачанка в экспозиции Мемориально-исторического музеяБоевые будни Гражданской войны вдохновляли лучших музыкантов, композиторов и художников, а военная техника стала непосредственным персонажем песен и картин о том времени.
Стихи поэта М. И. Рудермана в 1936 г. были опубликованы в газете «Правда». Позже участник Гражданской войны в боях под Царицыном К. Я. Листов написал к ним музыку. В 1937 году песня «Тачанка» была исполнена в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!