На фронтах Гражданской войны были разные виды военной техники, в том числе и новые, появившиеся в стране впервые. Использовались английские и французские танки, которых больше было в частях Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Психологическое воздействие танков на красноармейские части порой было шокирующим. Красноармейцы не имели опыта борьбы с ними, часто отступали с позиций. Позже, осенью 1921 г., во время штурма Каховского укрепрайона, было подбито большое количество «белых» танков. После ремонта их включили в состав РККА и использовали до 1930-х годов.

В Красной Армии бронепоезда, бронемашины, танки составляли значительную часть особого рода сухопутных войск, т. н. бронесил. В условиях Гражданской войны, когда борьба часто велась за железнодорожные узлы и магистрали, бронепоезда стали наиболее мощным средством защиты и нападения. Поэтому повсеместно началось их оборудование.

Рабочие промышленных предприятий и железнодорожных депо не только строили и вооружали бронепоезда, но нередко сами составляли их команды. Первые бронепоезда представляли зачастую обычные вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами, железом. Созданные в течение нескольких суток, они не отличались большой мощью, имели различное количество вагонов и самые различные системы вооружения.

Как «Черепаха» сменила имя

Более мощными были бронепоезда, построенные на крупных заводах Петрограда, Царицына и других городов. Они имели полностью бронированные паровоз, вагоны с хорошо оснащенными башнями или площадками для орудий и пулеметами, установленными внутри и стрелявшими через амбразуры.

В мае 1918 г. в Царицыне были оборудованы первые бронепоезда. Орудийный и металлургический заводы представляли мощную базу для строительства, ремонта и вооружения подобных видов военной техники.


К.Е. Ворошилов с красногвардейцами на фронте под Царицыном у бронепоезда "Коммунист", осень 1918 г.

Бронепоезда нередко переходили из рук в руки и фигурировали у красных под одним названием, у белых – под другим. Примером может служить бронепоезд «Черепаха», отбитый красногвардейцами в мае 1918 г. Для ремонта и вооружения он был отправлен на орудийный завод Царицына.

Рабочие забронировали паровоз, четыре вагона с бронеплощадками, на которых установили четыре трехдюймовые пушки на вращающихся лафетах. В броневагонах были установлены 24 пулемета. В случае необходимости четыре пулемета «Льюис» могли выноситься на крышу. Вагоны были оборудованы телефонной связью.

Команда бронепоезда была набрана из артиллеристов 2-й Сибирской батареи, прибывшей в наш город из Ростова после тяжелых боев. Командовал батареей Д. К. Чернявский.

По просьбе команды бронепоезд был назван «2-й Сибирский», в память о бойцах батареи, погибших в боях под Ростовом и Новочеркасском. По свидетельству газеты «Солдат революции», бронепоезд отличался быстротой и решительностью в действиях.

Все четыре колеса

Во время конных атак возникла острая необходимость огневой поддержки. Появились конные тачанки – легкие повозки с установленными на них пулеметами. Тачанки использовались во всех крупных кавалерийских соединениях белой и Красной армий. Почти все наши представления о тачанке связаны с историей Гражданской войны. Однако же первые боевые колесницы появились еще в Древнем Египте, но они, конечно, имели другое тактическое применение и конструкцию.

В центре одного из залов Мемориально-исторического музея представлена пулеметная тачанка, полученная в 1951 г. из Заволжья. Это были всего лишь очертания некогда знаменитой боевой единицы: полуистлевшие деревянные детали, многие из которых утрачены, ржавые и растрескавшиеся металлические комплектующие, старая обшивка, порванное сиденье. После реставрации тачанка заняла свое почетное место в музее.

Тачанка в экспозиции Мемориально-исторического музея

Боевые будни Гражданской войны вдохновляли лучших музыкантов, композиторов и художников, а военная техника стала непосредственным персонажем песен и картин о том времени.

Стихи поэта М. И. Рудермана в 1936 г. были опубликованы в газете «Правда». Позже участник Гражданской войны в боях под Царицыном К. Я. Листов написал к ним музыку. В 1937 году песня «Тачанка» была исполнена в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах:

Эх, тачанка-ростовчанка,

Наша гордость и краса,

Конармейская тачанка,

Все четыре колеса!

Прочитать ещё

19 ноября 1942 года – начало контрнаступления под Сталинградом – современные историки называют триумфом советской артиллерии. Между тем и спустя почти 80 лет после битвы на Волге малоизвестными остаются многие подвиги артиллеристов Сталинграда. Сегодня мы хотя бы частично восполним этот пробел, рассказав о подвиге наших бойцов в излучине Дона под станицей Качалинской в Иловлинском районе нынешней Волгоградской области.
Это письмо к нам пришло из Брянской области. Внучка фронтовика Светлана Голикова рассказала, как искала сведения о без вести пропавшем во время Великой Отечественной войны Ефреме Ивановиче Черкасове. Не было известно ничего. Но поиски дали результат – семья узнала, что ее фронтовик погиб, защищая наш Сталинград. Это письмо о боли, о гордости и о памяти – если мы будем так же бережно из поколения в поколение хранить все то, что связано с историей и героями Великой Отечественной, подвиг наших победителей будет жить вечно.