Вы никогда не были в бронепоезде? Тогда заходите. Вагон этого грозного подвижного состава ждет в мемориально-историческом музее на привокзальной площади Волгограда. Считается, что вдоволь постреляв своих в Гражданскую войну, бронированные поезда к началу Великой Отечественной строем и с песней ушли на запасной путь. Историки говорят - это не так, они сыграли заметную роль даже в Сталинградской битве.

Из некондиции

Научный сотрудник музея Юрий Старцев согласился позировать в роли пулеметчика, попутно рассказав, что еще до Гражданской войны броневагоны проектировали и строили на заводах «Баррикады» (тогда он назывался Царицынскиим орудийным) и ДЮМО (теперь «Красный Октябрь»).

– Здесь собрали 37 бронепоездов, некоторые участвовали в Сталинградской битве, – говорит Старцев. В вагоне четыре пулеметных гнезда, столько же «Максимов» подтянули стволы к этим окошкам. Просторно, но ничего лишнего. Доцент Волжского политехнического института, кандидат исторических наук Максим Опалев давно и серьезно болеет бронепоездами, причем периода именно Сталинградского сражения.

Он считает их особенно яркой и незаслуженно  забытой страницей этой битвы. И с удовольствием рассказывает об этом студентам и посетителям филиала Волжского музейно-выставочного комплекса (Максим здесь заведующий). Начинает с того, что в начале Великой Отечественной на вооружении Красной Армии оказалось 44 бронепоезда.

Каждый состоял из паровоза и двух площадок, одетых в броню толщиной 10-20 миллиметров. На вооружении были пушки и пулеметы. В разгар боев заводы первым делом снабжали танковое производство. Так что на строящиеся бронепоезда шли некондиционные листы или даже обычные стальные плиты разной толщины.

– Приборы электрооборудования и связи применяли главным образом железнодорожного типа, – рассказывает Опалев. – Изготовление бронепоездов в начале войны полностью ориентировалось на местные ресурсы, централизованным оставалось снабжение бронелистом.

Почти зенитки

По штатам военного времени в дивизионе бронепоездов насчитывалось 270-290 человек. Материальная часть каждого строилась на базе четырехосных платформ, закрытых наклонными листами брони. С 1942 года произошла модернизация: на бронеплощадках начали устанавливать башни танков Т-34. В июле 1942 года Ставка направила под Сталинград восемь дивизионов артиллерийских бронепоездов, или 16 машин для обороны железнодорожных коммуникаций фронта. Значительную роль в боях играл 28‑й отдельный дивизион.

Поезда «Узбекистан» и «Комсомол Узбекистана», вооруженные 76‑миллиметровыми танковыми орудиями, прибыли в Сталинград в конце июля, когда со стороны Котельниково продолжала наступать танковая армия Гота.

7-8 августа противник занял разъезд 74‑й км и продвинулся к станции Тингута, прорвав нашу оборону всего в 30 километрах от города. 5 августа дивизион срочно перебросили со станции Котлубань на участок Сарепта – Тингута, там он поступил в распоряжение 64‑й армии генерал-майора Шумилова.

Дивизион получил приказ – во взаимодействии с 13‑й танковой бригадой не допустить прорыва обороны на участке Тингута – разъезд 74‑й километр. Авиация противника в течение дня 9 августа произвела 14 воздушных атак на бронепоезда, в них участвовало 105 самолетов, сбросивших больше трехсот бомб.

Состав получил два прямых попадания в одну бронеплощадку, зато бойцы бронепоезда сбили два «Юнкерса». Максим Опалев восхищается ловкостью этих вроде бы неуклюжих машин:

– В полосе железной дороги они быстро меняли место и были защищены от авиации противника. Это очень важно, ведь на танках до 1944 года не было зенитных пулеметов, и они становились скорой добычей вражеских самолетов. А бронепоезда сами сбивали пикирующие на них истребители!

В первых числах сентября 1942 года в качестве усиления 271‑му стрелковому полку был отдан 73‑й бронепоезд внутренних войск НКВД. Вместе с минометным полком он действовал на перегоне Садовая – Воропоново (сейчас это станция и поселок Максима Горького), поддерживая орудийным огнем наши части. Так что все попытки гитлеровцев ворваться в Ворошиловский район с ходу оказались безрезультатны. День 14 сентября стал для экипажа последним в Сталинградской битве. После прямых попаданий немецких бомб в обе бронеплощадки и паровоз взорвались собственные боеприпасы.

За время боевых действий под Сталинградом бронепоезд внутренних войск уничтожил огнем пушек и пулеметов 20 танков, 18 автомашин, четыре минометные батареи, четыре огневых точки и наблюдательный пункт, два самолета и до двух полков пехоты противника. Бронепоезд награжден орденом Красного Знамени.

На открытом рубеже

Весомую роль в артиллерийской поддержке контрударов 64‑й армии в сентябре – октябре сыграл 28‑й дивизион бронепоездов, которые дислоцировались в Кировском районе на перегоне Горная Поляна – Красноармейск. Ремонтировали их, заправляли углем и водой в депо станции Сарепта. Основной задачей теперь стала огневая поддержка 422‑й стрелковой дивизии, которая совместно со стрелковым корпусом генерал-майора Горячева непрерывно атаковала оборону четырех немецких дивизий в направлении Лысая гора – Песчанка – Ельшанка, а потом к центру города.

25 сентября «Комсомол Узбекистана» сделал огневой налет на скопление пехоты в районе Песчанки, уничтожив две батареи врага. Этот же бронесостав в ночь на 17 октября поддержал своим огнем контратаку 422‑й стрелковой дивизии, подавив при этом две минометные батареи и четыре пулеметные точки.

Действиями бронепоезда противник был деморализован, а наступающая пехота без потерь вновь заняла опорный пункт Купоросная балка.

Через месяц, 25 октября, части 422‑й дивизии при содействии Волжской флотилии и реактивных минометных полков во взаимодействии с 13‑м танковым корпусом перешли в наступление с задачей освобождения всей южной части Сталинграда.

Успешными оказались действия 28‑го дивизиона и в обороне Бекетовского плацдарма. Рубеж действия дивизиона оказался открытым для противника на всем протяжении. Однако бронепоезда обстреливали минные поля и проволочные заграждения, проделывая в них проходы для штурмующих подразделений. Огонь их пушек и пулеметов не давал возможности немецким саперам восстанавливать разрушенные и строить новые укрепления.

Особенно результативным был день 8 декабря. Поддерживая наступление 7‑го стрелкового корпуса в направлении Песчанки огнем с закрытых и открытых огневых позиций Сад Лапшина – Купоросное, оба бронепоезда произвели по хорошо пристрелянным целям десять коротких и мощных артиллерийских налетов.

Итогом стало уничтожение 10 дзотов и блиндажей, проволочного заграждения, штаба части, нанесены значительные потери роте пехоты, накрыты группа из 15 танков и скопление автотранспорта.

Всего за период обороны Сталинграда 28‑й дивизион бронепоездов, по неполным данным, подавил 22 минометные и артиллерийские батареи, 24 пулеметные точки, пулеметную батарею, две роты солдат, разрушил 29 дзотов и блиндажей, штаб части, частично уничтожил танковое соединение, три автоколонны, сбил два самолета. Закончился боевой путь части на Дальнем Востоке. Последней его задачей стало обеспечение в сентябре – октябре 1945 года железнодорожных перевозок в Манчжурии.

Прочитать ещё

В экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва» есть зенитный прожектор, как тогда говорили, закрытого типа – З-15‑4.
Он работал на Сталинградском тракторном – когда началась война, записался в истребительный батальон. Устанавливал мины и обезвреживал смертельный металл, взрывал вражеские коммуникации. Ходил в рейды в тыл противника. Защищал Сталинград, освобождал Крым и Севастополь, дошел до Пруссии. Сегодня Владимир Федорович Ананьев, несмотря на почтенный возраст, один из самых активных участников ветеранского движения региона.