30 лет назад свой первый и единственный полет совершил советский многоразовый орбитальный корабль «Буран». Тогда мы не знали, что к его запуску причастны наши земляки, – информация была засекречена. А между тем именно жители и уроженцы Волгоградской области руководили запуском корабля на космодроме Байконур. Своими воспоминаниями они поделились с нашим обозревателем Александром Литвиновым.

Изделие 11С35

Командиром ОИИЧ, отдельной инженерно-испытательной части, созданной специально для запуска «Бурана», был уроженец нашей области полковник Вячеслав Ефимов. Его заместителем по политчасти – волгоградец, майор Виктор Грунин. Волгоградец Валерий Василенко возглавлял железнодорожный батальон, вывозивший «Буран» на стартовые позиции. А непосредственно подготовкой корабля в монтажно-заправочном корпусе занимался, в частности, волгоградский  инженер Олег Шкотов, тогда – лейтенант.

Олег Иванович, по его воспоминаниям, мог бы и сейчас свободно ориентироваться внутри «Бурана».  Даже с закрытыми глазами.

–  «Изделие 11С35» – так  официально во всех документах назывался этот космический корабль, – вспоминает он. – Это уже потом, когда его укрепили на ракете-носителе «Энергия», назвали «Бураном».

Было у него и другое прозвище – «летающая бочка», из-за необычных очертаний. На стартовой площадке он стоял около месяца. Мы обслуживали все его системы, заправляли и испытывали их.

Виктор Грунин попал на Байконур после окончания, как и Шкотов, Ростовского училища ракетных войск стратегического назначения им. маршала Неделина. В 1986‑м его перевели в штат ОИИЧ.

– «Буран» был колоссальным, – вспоминает Виктор Грунин.  – Даже ворота в корпус, в котором он находился, именовались «откатными сооружениями». Чтобы привести их в действие, включалась целая система приводов и электродвигателей.

С первой попытки

Полет «Бурана» в космос был назначен на 29 октября 1988 года и отменен за 51 секунду до старта. С комплекса были слиты компоненты топлива, найдена и устранена причина отказа, новый старт назначили на 15 ноября. Он прошел в штатном режиме, несмотря на то, что на Байконур надвигался циклон, шел дождь со шквалистым ветром, ракета обледенела.

Кстати, для для заправки «Бурана» было создано особенное топливо – очень энергетически мощное  и очень токсичное. Перед запуском любого космического аппарата проводятся  летно-конструкторские испытания – обычно от трех до пяти  испытательных полетов. А «Буран» с первой попытки выполнил поставленную перед ним задачу! Это – беспрецедентный случай в мировой практике, тем более для беспилотного космического аппарата!

С ювелирной точностью

Корабль обладал двумя особенностями. Прежде всего, при всем своем огромном весе он мог свободно планировать в воздухе. Второе – то, как  он был защищен от перегрева.

– Так как «Буран» в перспективе должен был совершать полеты с космонавтами, для защиты от перегрева разработали специальные облицовочные плитки, полностью покрывавшие его, – пояснил Виктор Грунин. – Каждая из них имела свой размер, ни одна формой не повторяла другую! При изготовлении применялась очень сложная технология, химсостав ее и сейчас является секретным. При входе корабля в плотные слои атмосферы плитки лишь несколько оплавляются и размягчаются, но остаются целыми.

Полет продолжался 205 минут.  Большую часть пути «Буран» летел «на спине», подставив Солнцу свое термозащищенное днище.

Совершив два витка вокруг Земли, сделав при этом своеобразную «восьмерку», «Буран» с ювелирной точностью приземлился на Байконуре. Впервые в истории «челнок» успешно приземлился в автоматическом режиме – американские «Шаттлы» сажают исключительно вручную.

Корабль был беспилотным, система управления работала в автоматическом режиме. При посадке были выполнены невероятные вещи, которые никто в мире до сих пор не может повторить: корабль остановился четко посередине взлетно-посадочной полосы, как по длине ее, так и по ширине, – такой точной была система наведения! Объем программного обеспечения бортовых компьютеров составлял 100 мегабайт – сумасшедшая по тем временам величина. Программы загружались в компьютеры с ленты бортового магнитофона.

Проект закрыли

– Сразу же после посадки, – вспоминает Грунин, – нам с полковником Ефимовым посчастливилось подъехать на УАЗе непосредственно к месту приземления. Когда вышли из автомобиля, «Буран» весь как бы парил еще – настолько он был раскален!

За успешный пуск сложнейшего космического аппарата майор Грунин получил тогда досрочно звание подполковника.

То, что они чувствовали тогда, не передать словами. Но впереди их ждала другая «сенсация»: успешный инновационный проект закрыли. «Буран», как и «Шаттл», применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения.

К сожалению, слетавший в космос «Буран» погиб в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй готовый к старту космоплан по имени «Буря» – он предназначался для следующего автоматического полета, – находится в музее космодрома Байконур. Третий корабль, построенный наполовину «Байкал», хранится в Жуковском и позирует на МАКС. Мало кто знает о том, что были четвертый и пятый корабли.  Один был готов на 20 %, после чего  разобран на стапелях завода. Пятый был уничтожен и вывезен на свалку.

Можно ли реанимировать проект «Буран»?

На этот вопрос отвечает волгоградский ученый,  доктор физико-математических наук профессор Илья Коваленко:

– В наши дни вместо бывшего космического «челнока» разрабатывается своеобразное космическое такси, которое, как предполагается, будет использоваться многократно. Топливом должен служить жидкий метан. При этом первая ступень ракеты, выведя на орбиту космический корабль, будет затем в автоматическом режиме возвращаться к месту запуска и приземляться там же, где была запущена. Это совершенно новые космические технологии, которые нельзя сравнивать с американским «Шаттлом» либо с советским «Бураном». Тем не менее им надо отдать должное как ставшим важнейшим этапом в развитии мировой космонавтики.

От редакции. Фото из личного архива В. Грунина публикуются впервые. 30 лет назад были совершенно секретными.

Прочитать ещё

130 сталинградских дней и ночей его стальная дивизия стояла на защите Мамаева кургана.
В конце октября у ветерана боевых действий Анатолия Ивановича Гацунаева была запланирована встреча со школьниками поселка Ерзовка. А он заранее знал, как начнет рассказ о событиях на Кубе 55-летней давности. «Один школьник будет держать на тонкой ниточке глобус, а второй – проносить вокруг него горящую зажигалку. Вот в таком состоянии была наша планета, мир держался на волоске…» С ветераном побеседовал наш обозреватель Анатолий ЛЮБИМЕНКО.