А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать… [3, с. 151]
Разрушено 90% домов Сталинграда
На Сталинград были брошены десятки немецких дивизий. Здесь эсэсовцы, пруссаки, баварцы, танкисты, солдаты, привезенные из Франции, жандармы из Голландии, летчики из Египта… Им обещаны железные кресты…
В солнечный августовский воскресный день фашистские самолеты налетели на Сталинград. Они сбрасывали фугаски на каменные здания и обшитые тесом домишки, на больницы и гостиницы, склады и школы. В городе не унимался огненный ураган: горели дома. Одни догорали, другие вспыхивали.
Несколько суток густое пламя подожженной нефти бушевало над Волгой. В воздухе висела вражеская авиация. Она беспрерывно бомбила наши войска и еще сильнее – город.
Каждый день вражеские летчики кружили над рекой, обрушивались на переправы, черными тяжелыми тучами со страшным гулом появлялись над руинами. После каждого налета над Сталинградом вздымались облака дыма. Враг задался целью разрушить город до основания [8, с. 184–185].
К бомбежкам прибавился вначале артиллерийский, а потом и минометный обстрел. В Сталинграде было разрушено 90% жилого фонда.
На берегу великой русской реки шла величайшая по масштабам человеческая битва. Планы врага рушились один за другим. Сопротивление советского народа и его армии возрастало с каждым днем.
Женщины, старики, даже дети выходили строить баррикады. Улицы и переулки перекрывались противотанковыми препятствиями. На площадях и пустырях рылись окопы, устанавливались железобетонные колпаки.
В то же время самоотверженно трудились рабочие «Красного Октября», «Баррикад», Красноармейской судоверфи и других заводов. Они строили танки и арттягачи, «катюши» и боеприпасы, орудия и минометы, бронепоезда, строили оборонительные рубежи и мосты, аэродромы и дороги.
Тракторный завод оказался на переднем крае фронта, сражался с танками врага и продолжал безостановочно ковать оружие. Все они держались и работали под огнем авиации и артиллерии врага.
К исходу 27 августа 1942 года стало ясно, что воинские части, вооруженные рабочие Сталинграда, жители города, все партийные и советские органы не потеряли самообладания и проявили высокую организованность в борьбе за город, за жизнь.
Оборона Сталинграда
13 сентября 1942 года стало началом самого кровопролитного, самого упорного сражения, которое вошло в историю как «оборона Сталинграда», длившегося до 19 ноября, то есть до перехода советских войск в контрнаступление.
Тысячи сынов Советской страны разных национальностей участвовали в битве на Волге. «Отступать некуда, за Волгой земли для нас нет!» – эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой, стала духом сражающегося и не сдавшегося города. [10, с. 122].
Стойкое сопротивление советских воинов в центре города срывало планы и расчеты командующего 6-й армией Паулюса. Он бросил в бой все силы своей ударной группы. Основные удары наносились по вокзалу и Мамаеву кургану.
Несмотря на колоссальные потери, Паулюс не отказался от мысли взять город полностью. Появлялись свежие пехотные части и танки, которые, невзирая на потери, ломились вперед, к Волге. Гитлер сосредоточил все, что мог собрать из своих резервов, на Сталинградском направлении.
На личной карте Паулюса один из домов на карте Сталинграда был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон. Об этом доме вскоре узнала вся страна, а затем и весь мир.
«Вот и пришла та самая минута, ради которой, может быть, ты и жил на свете», – подумал сержант Павлов [7, с. 287]. Благодаря титаническому труду гвардейцев, их мужеству и отваге «дом Павлова» стал действительно несокрушимой крепостью.
«Дом Павлова» – это 4-этажный жилой дом, в котором в течение 58 дней героически, не ведая страха, выдерживая бешеный натиск во много раз превосходящих сил противника, держала оборону небольшая группа советских бойцов. Как известно, ею руководил старший сержант Яков Павлов, принявший командование отделением от раненного в начале боев старшего лейтенанта Ивана Афанасьева, отсюда и название дома.
Как опорный пункт дом имел исключительно важное тактическое значение. Под огнем пулеметов бойцы держали все прилегающие улицы, не давали фашистам маневрировать в этом районе.
Сталинградская победа
К концу января 1943 года вражеская группировка была расчленена на две группы. Южная группа, в составе которой находился Паулюс, 31 января капитулировала. Фельдмаршал Паулюс был взят в плен.
В сообщении Совинформбюро от 26 января 1943 года говорилось, что план Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и ликвидации крупной группировки отборных немецко-фашистских войск в основном осуществлен.
2 февраля 1943 года после мощного удара советской артиллерии прекратила сопротивление и Северная группа.
Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен [1, с. 111].
История войн не знала подобных примеров окружения и уничтожения столь большого количества регулярных войск, до предела насыщенных современной военной техникой. Вокруг фашистов замкнулось кольцо советских войск.
«Пленные немецкие солдаты… Они все сгорбились, даже самые высокие, похожие на жерди, втягивали головы в плечи. Не шли, а еле плелись, все какие-то исцарапанные, лохматые, серые, закутанные по-бабьи в платки, маскировочные накидки, какие-то тряпки». [11].
Вся земля была усыпана гильзами и осколками. Еще недавно здесь шипели и рвались снаряды. Все свистело, скрежетало, каждый осколочек нес смерть. Стоял запах гари и дыма.
Шесть с половиной месяцев днем и ночью продолжались напряженные кровопролитные бои. Военные историки будут изучать Сталинградскую битву и их природу и найдут, что великая оборона Сталинграда – эта работа целого военного организма, родной стихией которого были огонь и движение [2, с. 264].
Международный трибунал
Историческая победа в Сталинградской битве оказала решающее воздействие на все последующие события Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Еще до окончания войны была поставлена задача задокументировать каждое преступление фашистов.
Светлана Аргасцева, заведующая отделом музея-заповедника «Сталинградская битва», отмечала, что после Сталинградской битвы, в марте 1943 года, здесь была создана специальная комиссия, которая рассматривала злодеяния, совершенные на оккупированной территории Сталинградской области. Сталинград стал ярким примером нацистской пропаганды, нацистских и фашистских действий, нацистского и фашистского уничтожения.
Международный трибунал, Нюрнбергский процесс над немецко-фашистскими военными преступниками и нацистской идеологией стал финальной точкой во Второй мировой войне. Ничего подобного международная судебная практика прежде не знала.
Отдельные страницы кровавой истории войны в ходе процесса разбирались с особой тщательностью. Сталинградская битва стала ярчайшим примером жестокости немецко-фашистской армии.
Свидетели Нюрнбергского процесса вспоминали, что озвученные факты, видео- и фотодокументы поражали своей жестокостью: немецкая авиация бомбила центральную переправу через Волгу. Фашисты сожгли один из пароходов, опаленные трупы женщин и детей были обнаружены на прибрежном песке.
В одном из городских оврагов были вырыты пещеры, множество человеческих гнезд. Они были накрыты обгорелыми досками, тряпьем, женщины прятали в них своих детей.
Среди документов в Нюрнберге прозвучал Акт от 21 июня 1943 года
о зверствах на хуторе Вертячий Сталинградской области. В акте записано: «За несколько дней до наступления Красной Армии немцы вообще прекратили кормить пленных и обрекли их на голодную, мученическую смерть» [6].
Был также оглашен акт от 25 марта 1943 года о злодеяниях и казнях жителей Дзержинского района Сталинграда. В этом районе размещалась немецкая военная комендатура. Это здание превратилось в страшный застенок, откуда неслись стоны и крики истязуемых.
В экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва» в одной из витрин на куске фанеры располагается объявление фашистов на русском языке: «Кто здесь пройдет, тому смерть», в другом месте – «Проход русским запрещен, за нарушение расстрел» [12].
40 тысяч убито и замучено
В обвинительном заключении Международного военного трибунала указывалось, что «в Сталинградской области более 40 000 человек было убито и замучено. После того как немцы были изгнаны из Сталинграда, найдено более тысячи изувеченных трупов местных жителей, на которых были следы пыток» [5, с. 279].
На Нюрнбергском процессе Фридрих Паулюс, являвшийся одним из главнейших свидетелей со стороны обвинения, отвечая на один из вопросов, в частности, пояснил: «Те факты, которые впоследствии стали мне ясны благодаря тому, что мне пришлось увидеть, будучи командующим 6-й армией, и апогеем которых явилась битва под Сталинградом, привели меня лишь впоследствии к сознанию того, что это – преступные деяния, так как до этого я имел только частичное представление о фактическом положении вещей» [9].
Представитель советского обвинения, помощник Главного обвинителя от СССР Марк Рагинский подчеркивал, что вся полнота ответственности гитлеровского правительства и командования за причиненный советскому государству и отдельным гражданам ущерб должна считаться точно и документально установленной.
Цель осудить не только преступления, но и извращенные ценности, которые проповедовали гитлеровцы, была достигнута. Но горький опыт и уроки истории, к сожалению, слишком быстро забываются. И сегодня все чаще видны попытки оправдать и реанимировать фашистские идеалы.
Невыученные уроки истории
Политика нацизма цепко захватила и опутала плотной паутиной головы и руки руководителей некоторых стран и их жителей. Вновь гибнут и страдают мирные граждане: старики, женщины и дети, разрушаются города, жилые дома, больницы, школы, вновь горит земля, на которой цвели сады, росла пшеница, заводы и фабрики превращаются в военные укрытия и полигоны для военных преступников.
Десятки российских пленных в нарушение конвенций и международных правил подвергаются пыткам и издевательствам.
Почему же руководители именно тех государств, народы которых сначала воевали вместе против нацистов, а затем их представители выносили приговор военным преступникам в Нюрнберге, забыли страшные эпизоды войны и ее уроки?
Может, следует в полный голос рассказать о записях в Альбомах памяти, хранящихся в зале Воинской Славы мемориального комплекса на Мамаевом кургане?
«Пусть всегда в сердцах живет глубочайшее уважением ко всем героическим защитникам Сталинграда, к живым и павшим, вместе с твердой уверенностью, что их величайшие жертвы не будут напрасными (Самюэль Воган Вильсон, бригадный генерал армии США).
«В память об этих сражениях и в память всех, кто погиб, защищая Сталинград и свободу человечества, мы не имеем права ничего забывать» (Генерал Пуйяд, бывший командир эскадрильи «Нормандия-Неман»).
Или, может быть, эти слова возымеют большее воздействие на умы бесчеловечных и бездушных руководителей ряда недружественных России государств, не желающих мирных исходов?
«Здесь Родина-мать подняла наступательный меч, зовя нас изгнать врага. Мы выполнили до конца свой долг и в Берлине опустили меч. Но пусть знают враги, что мы его держим крепко в своих руках, также, как и здесь, у стен города-героя» (Участники Сталинградской битвы).
«Живые! Помните о тех, кто дал нам будущее. Пусть дрогнет рука, которая вновь посягнет на нашу землю. Мы, потомки, встанем на защиту этой родной и священной земли» (Ученица 9-го класса школы № 20, г. Коломна).
«И гордость за русского солдата! Выстоял! Победил! И дал урок на будущее о непобедимости духа русского, человека советского» (Просто человек).
В завершение надлежит подчеркнуть, что освещение преступлений, совершенных гитлеровской Германией во время Великой Отечественной войны, а также материалов Нюрнбергского трибунала, в том числе справедливого приговора, сейчас особенно необходимо как назидание и предупреждение тем, кто вопреки здравому смыслу, в нарушение международных конвенций и договоров поддерживает, оправдывает и спонсирует нацистскую политику, организации неонацистского толка, а также насилие и военные действия.
АВТОРЫ:
Галина Куликова, доцент кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности, обеспечения представительства и защиты интересов РФ в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах) Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Ольга Фирсова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент.
Список источников
- Василевский А.М. На Сталинградском направлении. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва / Сост. А. Корнеев. – М.: Современник, 1984.
- Величко В. Молодость армии. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва / Сост. А. Корнеев. – М.: Современник, 1984.
- Викулов С. В городе на Волге. На Сталинградском направлении. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва / Сост. А. Корнеев. – М.: Современник, 1984.
- Гроссман Василий. 23 августа. На Сталинградском направлении. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва / Сост. А. Корнеев. – М.: Современник, 1984.
- Ни давности, ни забвения… По материалам Нюрнбергского процесса. – М.: Юрид. лит, 1983.
- Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 7-ми томах. М., «Юридическая литература», Т. 7. 1961.
- Родимцев А.И. Дом солдатской доблести. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 4. Сталинградская битва / Сост. А. Корнеев. – М.: Современник, 1984.
- Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М: Межрегиональный фонд «Выдающиеся полководцы и флотоводцы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», Воениздат, 1997.
- «Судьба германского народа зависела от того, продержимся мы или нет» https: //Nuremberg. media /dopros: Источник: Стенограмма Нюрнбергского процесса. Т. VI.
- Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны 1941 – 1945. М., Издательство политической литературы, 1980.
- Шмерлинг В.Г. Дети Ивана Соколова. Mir-knig.com
- Щаюк И.А. Эхо Сталинградской битвы на Международном военном трибунале //rusnauka.com