Подвиг четверки бронебойщиков 84‑го гвардейского стрелкового полка 33‑й гвардейской стрелковой дивизии на дальних подступах к Сталинграду стал одним из самых ярких эпизодов битвы на Волге. Но, как выясняется, и эта легендарная история хранит много тайн...

НАГРАДИЛИ ТОЛЬКО ОДНОГО

Этот подвиг они совершили 23 июля 1942 года. Всего четверо бронебойщиков приняли бой против 30 (!) танков, половину уничтожили, а остальные повернули назад.

И только 5 ноября 42-го вышел Указ Верховного Совета СССР о присвоении бронебойщику гвардии младшему сержанту Петру Осиповичу Болото – первому в 33‑й дивизии – звания Героя Советского Союза.

Награду он получил именно за этот подвиг.

А вот трое его товарищей почему-то отмечены не были. Как выяснится потом, им не дали даже медаль «За оборону Сталинграда».

Вот их имена: в расчете с Петром Болото вторым номером был Петр Самойлов, а другой расчет составили Константин Беликов и Иван Алейников. Однако в документах и листовках военной поры они упоминались часто вообще без имен.

За месяц до того самого ноябрьского указа вышел номер журнала «Огонек» с портретом Петра Болото на обложке и очерком «Четверо». В тексте было указано: «Со слов бронебойщика Петра Болото записал К. Симонов».

СУДЬБЫ ГЕРОЕВ

Фронтовые и послевоенные судьбы четверки бронебойщиков после Сталинградского сражения сложились по‑разному.

Гвардии младший лейтенант Петр Болото в октябре 43‑го уже был командиром роты противотанковых ружей 31‑го отдельного противотанкового дивизиона 33‑й гвардейской стрелковой дивизии, тогда его наградили орденом Отечественной войны I степени.

Известно, что он освобождал Донбасс, Крым, Белоруссию, а в 1945-м штурмовал Берлин, потом был также участником легендарного Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

29 июля 46‑го в звании старшего лейтенанта был уволен в запас. Жил в городе Горском Ворошиловградской области, ныне Луганская Народная Республика (ЛНР), работал на шахте «Горская». Ушел из жизни в 1966 году.

К сожалению, о других героях этой отважной четверки известно гораздо меньше.

Самые скупые сведения о втором номере расчета Петра Болото – его тезке.

Известно, что Петр Иванович Самойлов был уроженцем Кубани, и примерно через год после того сражения у станицы Клетской информация о нем обрывается.

По некоторым данным, Петр Самойлов был ранен, попал в медсанбат и вроде бы именно там он и погиб – в июле 1943-го во время вражеского авианалета.

Установить сведения о 2 других участниках четверки бронебойщиков нам помогли сотрудники Свердловского городского краеведческого музея ЛНР.

Оказалось, что не только Петр Болото, но и его товарищи из другого боевого расчета – земляки.

– Донбасс был малой родиной не только для Петра Осиповича Болото, но и для Константина Федоровича Беликова и Ивана Петровича Алейникова, – рассказала заместитель директора музея Ирина Заверуха. – Иван Алейников в этой четверке был самым молодым.

Родился Алейников 9 мая 1923 года в селе Крапово-Крепенка Свердловского района (нынешняя ЛНР), в октябре 41‑го Алейникова призвали на фронт, и воевал он почти до самой Победы.

В конце марта 1945‑го командир стрелкового взвода младший лейтенант Алейников был тяжело ранен. Началась гангрена, ногу пришлось ампутировать. Его демобилизовали как инвалида войны.

Вернувшись домой, работал бухгалтером в колхозе, был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней.

Ивана Петровича не стало 16 марта 2005 года, похоронен он в Свердловске.

УСТАНОВИТЬ ИСТИНУ

Константин Беликов родился в 1917 году в поселке Павловка Свердловского района Ворошиловградской области (нынешняя ЛНР).

В сентябре 41‑го был призван в армию, через месяц после подвига у Клетской, в августе 42-го, он был ранен, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

Под Сталинградом Константин Беликов был заместителем политрука роты противотанковых ружей, а в четверке бронебойщиков – старшим по должности. Именно он, а не Петр Болото, как значится во многих публикациях, перед боем написал знаменитые слова:

«...Смерть немецким оккупантам, ни шагу назад! Нынешний рубеж должен стать могилой для фашистских захватчиков. Если умрем, считайте нас коммунистами...»

Под этими строками Беликова, ставшими клятвой, подписались все четверо бронебойщиков.

Беликов, как и Болото, прошел всю Великую Отечественную, участвовал в советско-японской войне. К слову, часто в документах его отчество писали не Федорович, а Федотович.

После войны Беликов вернулся в свой родной поселок, много лет пытался восстановить справедливость в отношении себя и своих боевых товарищей.

Увы, ему это не удалось... Он ушел из жизни 18 мая 1997 года.

– Вопрос, почему за бой 23 июля 1942 года у станицы Клетской наградили только одного Петра Болото, многие годы волновал Беликова, – говорит Ирина Заверуха.

Константин Беликов выдвигал свою версию:

«...Когда мы 24 июля оказались в хуторе Добринка, то Болото оставил нашу группу и направился с другим полком в сторону Сталинграда. Мы же попали в окружение.

Наше положение Болото знал. И вот тогда Болото мог оперировать фактом при оформлении наградных листов, что Беликов и Алейников попали в окружение.

А на окружение в те годы только намекни: твои награды не только могут перечеркнуть, но и затаскают тебя…»

Возможно, Болото хотел уберечь своих товарищей от разбирательств. А может, доложил, как было, и уже «наверху» приняли решение – героем будет только один. Истину можно установить, лишь скрупулезно изучая журналы боевых действий и донесений 84‑го гвардейского стрелкового полка и 33‑й гвардейской стрелковой дивизии.

Но мы, жители Сталинграда, должны помнить и гордиться подвигом всех четверых, для нас все они герои – Петр Болото, Петр Самойлов, Иван Алейников, Константин Беликов.

Прочитать ещё

Волгоградке Лидии Владимировне Анипкиной (в девичестве – Гусевой) сегодня уже далеко за 80. А летом 42‑го ей было всего 6 лет, и она на всю жизнь запомнила то, что происходило тогда в Сталинграде.
Петр Войцехович Филютович родился 17 июня 1922 года в Сталинграде. С 1942 года в рядах Красной Армии служил санинструктором. Боевой путь начал с обороны родного города. Вынес с поля боя 17 тяжелораненых бойцов и командиров – 11 непосредственно в ходе Сталинградской битвы. После войны строил Волжскую ГЭС, написал несколько книг. По просьбе «Сталинградки» ветеран рассказал о самом памятном в его жизни.