Многие наверняка не раз видели кадры кинохроники военных лет, на которых над Москвой парят аэростаты. Между тем мало кто знает, что заградительные аэростаты были и в Сталинграде.

В состав войск Сталинградского корпусного района ПВО весной – осенью 1942 года входил 6‑й отдельный дивизион аэростатов заграждения.

Решением командира корпусного района еще в апреле ему были поставлены задачи прикрыть одним отрядом заводы тракторный и «Баррикады», вторым – Сталинградскую ГРЭС и химзавод № 91 и третьим – завод № 264 (будущий Волгоградский судостроительный завод). Не допускать бомбометания вражеской авиации по объектам с малых высот и с пикирования.

Однако успехов в борьбе с авиацией противника подразделения привязных аэростатов во время битвы на Волге не имели.

Все дело в том, что сильные и порывистые ветра серьезно ограничивали работу аэростатов. Так, в мае 1942‑го было отмечено только 11 подъемных дней, в июне – 7, в июле – 18, в августе – 17, и в сентябре – 16, однако и в эти дни, как правило, производился подъем одиночных аэростатов на 2–2,5 км.

Погода редко позволяла поднимать в воздух сдвоенные аэростаты на высоту до 4000 метров.

Даже в благоприятные дни в небо поднимались 43–45 аэростатов – около половины от общего числа. Остальные оставались на земле из‑за разного рода технических неисправностей.

В частях аэростатного заграждения служили в основном женщины.

К слову, в нулевые годы в Волгограде попытались провести воздухоплавательное шоу. Жаль, что опыт применения аэростатов заграждения не был известен организаторам этого масштабного мероприятия.

Один воздушный шар, стартовавший около ВолГУ, унесло потоками воздуха далеко в пойму. После неудачного пробного старта шоу не состоялось…

Но вернемся к дням Сталинградской битвы. Как правило, аэростаты поднимались над объектами с наступлением темноты и убирались с рассветом.

Попытки подъема в облачную погоду днем успеха не имели – истребители противника расстреливали их еще до достижения летательными аппаратами нижней кромки облаков. Среднее время пребывания аэростатов в воздухе в подъемные дни составляло около 7,5 часа.

С приближением линии фронта к городу работа подразделений аэростатов становилась еще более сложной. Завод № 91 прекратил свою работу и перестал снабжать дивизион водородом.

Полевой газозавод, который едва справлялся с газоснабжением только одного отряда, полностью израсходовал запасы химикатов.

Трудно маскируемые аэростаты на земле стали легкими целями для артиллеристов, минометчиков и пикирующих бомбардировщиков противника…

6‑й отдельный дивизион аэростатов заграждения в ходе боев в августе и сентябре 1942‑го понес большие потери. Шесть аэростатов, как говорили тогда, «ушли в свободный полет», то есть попросту улетели; еще столько же – расстреляны днем истребителями противника.

Во время бомбежек и артобстрелов уничтожены 31 аэростат и наземная лебедка ЛЗ-3 на шасси ГАЗ-АА, выведено из строя оборудование полевого газозавода. К концу сентября в составе дивизиона был 41 пост, но в небо могли подняться только 5–6 аэростатов – не было водорода.

Как потом скажут специалисты, «опыт применения аэростатов заграждения в районе Сталинграда показал, что их боевая работа в степных, ветреных районах сильно ограничена, а в условиях борьбы с наземным противником на непосредственных подступах к обороняемому городу использование аэростатов нецелесообразно, так как они при этом несут большие потери и не дают боевого эффекта».

Как говорится, комментарии излишни.

Прочитать ещё

Сын батюшки из глубинки благодаря таланту стратега прошел путь от выпускника семинарии до должности Военного министра СССР. В Великую Отечественную войну с 1942 по 1945 год он был начальником Генштаба Ставки и каждый день общался со Сталиным – это высочайшее доверие многого ему стоило: круглосуточная слежка за семьей, тяжелый и взрывной характер вождя, а после развенчания «культа личности» – вынужденный уход в отставку.
В документе военного времени – «Акт приема-передачи войсковых соединений, отдельных частей и учреждений Сталинградской группы войск (бывшего Донского фронта) уполномоченному Ставки Верховного Главного Командования генерал-лейтенанту Косякину» от 24 февраля 1943 года – перечисляются все воинские формирования Красной Армии, их боевой и численный состав, вооружение, запасы боеприпасов, горючего, продовольствия.