Многие наверняка не раз видели кадры кинохроники военных лет, на которых над Москвой парят аэростаты. Между тем мало кто знает, что заградительные аэростаты были и в Сталинграде.

В состав войск Сталинградского корпусного района ПВО весной – осенью 1942 года входил 6‑й отдельный дивизион аэростатов заграждения.

Решением командира корпусного района еще в апреле ему были поставлены задачи прикрыть одним отрядом заводы тракторный и «Баррикады», вторым – Сталинградскую ГРЭС и химзавод № 91 и третьим – завод № 264 (будущий Волгоградский судостроительный завод). Не допускать бомбометания вражеской авиации по объектам с малых высот и с пикирования.

Однако успехов в борьбе с авиацией противника подразделения привязных аэростатов во время битвы на Волге не имели.

Все дело в том, что сильные и порывистые ветра серьезно ограничивали работу аэростатов. Так, в мае 1942‑го было отмечено только 11 подъемных дней, в июне – 7, в июле – 18, в августе – 17, и в сентябре – 16, однако и в эти дни, как правило, производился подъем одиночных аэростатов на 2–2,5 км.

Погода редко позволяла поднимать в воздух сдвоенные аэростаты на высоту до 4000 метров.

Даже в благоприятные дни в небо поднимались 43–45 аэростатов – около половины от общего числа. Остальные оставались на земле из‑за разного рода технических неисправностей.

В частях аэростатного заграждения служили в основном женщины.

К слову, в нулевые годы в Волгограде попытались провести воздухоплавательное шоу. Жаль, что опыт применения аэростатов заграждения не был известен организаторам этого масштабного мероприятия.

Один воздушный шар, стартовавший около ВолГУ, унесло потоками воздуха далеко в пойму. После неудачного пробного старта шоу не состоялось…

Но вернемся к дням Сталинградской битвы. Как правило, аэростаты поднимались над объектами с наступлением темноты и убирались с рассветом.

Попытки подъема в облачную погоду днем успеха не имели – истребители противника расстреливали их еще до достижения летательными аппаратами нижней кромки облаков. Среднее время пребывания аэростатов в воздухе в подъемные дни составляло около 7,5 часа.

С приближением линии фронта к городу работа подразделений аэростатов становилась еще более сложной. Завод № 91 прекратил свою работу и перестал снабжать дивизион водородом.

Полевой газозавод, который едва справлялся с газоснабжением только одного отряда, полностью израсходовал запасы химикатов.

Трудно маскируемые аэростаты на земле стали легкими целями для артиллеристов, минометчиков и пикирующих бомбардировщиков противника…

6‑й отдельный дивизион аэростатов заграждения в ходе боев в августе и сентябре 1942‑го понес большие потери. Шесть аэростатов, как говорили тогда, «ушли в свободный полет», то есть попросту улетели; еще столько же – расстреляны днем истребителями противника.

Во время бомбежек и артобстрелов уничтожены 31 аэростат и наземная лебедка ЛЗ-3 на шасси ГАЗ-АА, выведено из строя оборудование полевого газозавода. К концу сентября в составе дивизиона был 41 пост, но в небо могли подняться только 5–6 аэростатов – не было водорода.

Как потом скажут специалисты, «опыт применения аэростатов заграждения в районе Сталинграда показал, что их боевая работа в степных, ветреных районах сильно ограничена, а в условиях борьбы с наземным противником на непосредственных подступах к обороняемому городу использование аэростатов нецелесообразно, так как они при этом несут большие потери и не дают боевого эффекта».

Как говорится, комментарии излишни.

Прочитать ещё

Среди образцов вооружения есть свои «ветераны», которые разработаны очень давно, многие годы не выпускаются, но несмотря на почтенный возраст «используются по назначению». Например, револьвер системы Нагана образца 1895 года, ценимые охотниками карабины, созданные на основе трехлинейки. Или 7,62-мм винтовки системы Мосина образца 1891 года, пистолет ТТ образца 1933 года.
Самая большая оте­чественная пушка, исполинская гаубица, 21-метровый ствол орудия главного калибра для самых больших и мощных в мире кораблей – все эти чудеса военной техники в предвоенные годы были изготовлены в Сталинграде, некоторые в единственном экземпляре. Тем трагичнее, что практически все они в силу разных исторических обстоятельств были утрачены во время боевых действий. Наш военный обозреватель Александр Фолиев проследил судьбу орудий-рекордсменов, а помог ему в этом историк Анатолий Рябец.