Отца своего, Михаила Филипова, прошедшего с кровопролитными боями от Волги до Одера, волгоградка Галина Томилова почти совсем не помнит – он умер, когда ей не исполнилось еще 6 лет. Но она большую часть своей жизни посвятила восстановлению его боевого пути. Много лет Галина Михайловна рассказывает волгоградским школьникам о своем отце и о других героях Сталинградской битвы. А еще в последнее время заботится о волгоградских воинах, которые участвуют в СВО.

«Кулаки» из‑под Царицына

В Волгоград Галина Михайловна перебралась в 1997 году из Восточного Казахстана. Ее отец воевал здесь в пору Сталинградской битвы.

Решила попробовать разыскать его однополчан – обратилась в музей-панораму «Сталинградская битва».

Там Галине Михайловне дали адрес человека, который вместе с ее отцом прошел один и тот же фронтовой путь. Он дал Галине Томиловой еще много адресов бывших однополчан, она всем написала письма с просьбой отозваться.

Ветераны ответили, хоть и не все. Так, в ходе долгой переписки, по крупицам Галина Михайловна восстанавливала жизненный и боевой путь своего отца.

Родился Михаил Филипов в 1918‑м под Царицыном, в хуторе Старый Дон. Семья была многодетной – 13 детей, Михаил – третий по старшинству. С детства он работал по хозяйству, помогал отцу содержать младших братьев и сестер. У Филиповых были лошадь, соха да деревянный плуг.

Благодаря этим «богатствам» семья считалась в ту пору зажиточной. Поэтому новая власть раскулачила ее и выселила в Восточный Казахстан.

Обосновались Филиповы в поселке Усть-Черновая, на берегу Иртыша. Там Миша окончил начальную школу. А в 1939 году был призван в армию.

С начала Великой Отечественной войны артиллерийский полк, в который был зачислен Михаил Семенович, находился в резерве.

16 октября 1942‑го его передали в состав 343‑й Краснознаменной дивизии 66‑й армии, сражавшейся тогда на сталинградском направлении. Перед армией стояла задача сковывать действия противника, не дать ему возможности перебрасывать резервы к Сталинграду.

Благодарность Верховного

С началом контрнаступления советских войск под Сталинградом, в ноябре 1942‑го, перешла к активным действиям и 343‑я стрелковая дивизия. Противник отступал перед ее натиском, бросая технику и вооружение, неся большие потери личного состава.

18 января 1943 года минометный расчет сержанта Филипова 6 минами разбил 2 блиндажа врага и уничтожил 10 гитлеровцев, затем он рассеял группу в составе 60 солдат и офицеров противника.

23 января 343‑я дивизия нанесла мощный удар по врагу в направлении Сталинградского тракторного завода. Вскоре ее части подошли вплотную к развалинам заводских корпусов. Артиллерийский полк, в котором воевал Филипов, занял позиции по балке Мокрая Мечетка.

Затем 343‑я дивизия добивала северную группировку армии Паулюса – в ходе наступления ею были взяты в плен 6796 гитлеровцев. В том числе – три генерала и 12 полковников.

Еще 10 гитлеровцев были уничтожены минометным расчетом Филипова в районе Опытного Поля. Там же была им рассеяна и группировка в составе 40 вражеских солдат и офицеров. Сержант Филипов был отмечен медалью «За отвагу».

В мае 1943‑го 343‑я стрелковая дивизия была преобразована в 97‑ю гвардейскую дивизию.

Из-под Сталинграда новоиспеченных гвардейцев перебросили на Курскую дугу. В ходе наступления наших войск, за 10 суток, с кровопролитными боями они прошли более 100 км. Добрались до реки Ворсклы и форсировали ее.

В дальнейшем дивизии предстояло штурмовать Полтаву – за взятие города ей присвоили почетное наименование «Полтавская», а старший сержант Филипов получил благодарность Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.

Таких благодарностей за годы Великой Отечественной войны у Михаила Филипова набралось немало. В августе 1944‑го на плацдарме Печонога стрельбой из автомата старший сержант подавил огонь противотанкового орудия врага. Там же он уничтожил 2 пулемета с расчетами и 10 гитлеровцев.

В бою под селом Стопница Филипов уничтожил еще 16 немецких солдат, за что был награжден орденом Славы III степени.

Наступил 1945 год. К исходу дня 12 января 97‑я гвардейская Краснознаменная Полтавская стрелковая дивизия вышла к реке Одер. В ходе боев за расширение плацдарма на ее левом берегу Филипов метким огнем уничтожил 4 пулеметных точки с расчетами и до взвода вражеской пехоты.

Но при форсировании Одера, занятии и удержании плацдарма сержант получил тяжелое ранение с контузией – так он попал на излечение в госпиталь, а после решением врачебной комиссии был уволен из рядов Вооруженных сил и отправлен домой.

Любовь по переписке

– Моя мама, Зоя Пантелеевна, – рассказывает Галина Томилова, – в пору войны работала налоговым агентом. Собирала налоги в казну в четырех казахстанских поселках. В каждом из них были у нее знакомые, у которых она могла остановиться на некоторое время, обогреться. В одном из этих поселков, Усть-Черновая, проживала папина семья. Папина мама пригляделась к девушке, она ей пришлась по душе. Стала писать Михаилу на фронт: «У нас тут дивчина хорошая есть. Познакомься с ней, пиши ей письма».

И Михаил писал девушке: «Зоя, дождись меня обязательно! У меня нет никого, у тебя тоже, будет у нас с тобой семья…»

– Фото в ту пору на фронте не делали, – говорит Галина Михайловна. – Но отец разрисовывал свои письма, отсылаемые маме, цветными карандашами – то сидят на ветке две голубки, то красивые цветочки изображены на них…

Когда Михаил Филипов вернулся домой, в родной поселок, состоялась его долгожданная встреча с заочной невестой – вскоре они зарегистрировали брак. Годом позже у Михаила с Зоей родилась старшая дочь, Галина, затем – еще двое детей.

Память о герое

Но Михаил Семенович после войны был весь изранен. Его жестоко мучили осколки, засевшие глубоко в теле – он был начинен ими сплошь. Умер Михаил Филипов всего спустя 7 лет после войны, в 1952 году. Хоронили его в день рождения дочери Гали, там же, в Казахстане. А спустя годы могила солдата оказалась на дне водохранилища, залитая водой…

Как семейную святыню Галина Томилова хранит фронтовые документы своего отца.

– Вот красноармейская книжка, – показывает она. – Вот удостоверения кавалера орденов Славы второй и третьей степеней. Вот удостоверения к его медали «За оборону Сталинграда» и на почетный знак «Гвардия», полученный отцом в 1943‑м.

Правда, самих этих отцовских наград у дочери сейчас нет – все сгорело в Казахстане при пожаре, случившемся в доме Филиповых.

Только документы на эти награды Галине Томиловой удалось восстановить. Сама она и сейчас много занимается патриотической работой – возглавляет первичную организацию Совета ветеранов поселка Горный Тракторозаводского района Волгограда.

– Я всегда с молодежью, с детьми, – рассказывает дочь фронтовика. – Когда помоложе была, ходила вместе со школьниками по домам ветеранов, мы поздравляли их с праздниками.

В клубе пожилых людей «Виктория» Тракторозаводского района, где частенько бывает Галина Михайловна, женщины вяжут маскировочные сети для бойцов СВО, изготавливают также и нашлемники для них.

– Сама я по‑прежнему в школы района хожу, – говорит Галина Михайловна. – Ребята пишут письма на передовую, я передаю их военнослужащим 20‑й гвардейской дивизии. Мы собираем ткани, шьем из них белье для бойцов СВО, пододеяльники для госпиталей. Делаем и окопные свечи из пустых консервных банок, продукты отправляем в посылках на передовую.

В каждую посылку, кроме всего необходимого, вложены по нескольку десятков писем воинам от волгоградских школьников.

Для Галины Михайловны СВО – это еще и личная история. Сын Сергей отслужил в армии 27 лет – как и его отец, имеет два ордена. А теперь Родину защищает внук Игорь – добровольцем он ушел на СВО. Продолжает фронтовые традиции своего деда, героя Великой Отечественной.

Прочитать ещё

О том, как в музее-заповеднике «Сталинградская битва» дочери героя помогли восстановить историческую справедливость, рассказывает специалист музея Мария Часовитина.
В годы Великой Отечественной дважды Героями Советского Союза стали 55 летчиков, 19 из них – участники Сталинградской битвы. Наш военный обозреватель Александр Фолиев расскажет о подвигах и судьбе четверых фронтовых пилотов.