Бригада спецназначения
В августе 1942 года, когда враг рвался к городу, в Сталинград направили 16-ю инженерную бригаду спецназначения РВГК. Командовал ею подполковник Михаил Иоффе – опытный военный инженер, который разрабатывал и устанавливал электрозаграждения в 1941 году по периметру Москвы.
Иоффе Михаил Фадеевич
В состав недавно созданной бригады входил, в том числе, 6-й электротехнический батальон (сокращенно – ЭТБ, прим. ред.), на вооружении которого были передвижные электростанции типа АЭ-2. От них по кабельной сети подавался ток высокого напряжения на специальные проволочные заграждения. Батальон мог установить по фронту около шести километров таких заграждений. Как же они был устроены?
Один из распространенных вариантов – четырехрядный проволочный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока последнего ряда ближе к нашим позициям укреплялась на кольях и на резиновых трубках для уменьшения утечки тока. Через каждые 50-70 метров по фронту подземным кабелем к забору подводился переменный ток с напряжением 1500 вольт. Солдаты противника, прикоснувшиеся к заграждению, получали смертельный удар током.
Рисунок из книги "Техника и вооружение 1941 г.", № 6, с. 34–40.
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)
Такие заграждения в начале августа 1942-го были установлены в районе пос. Ерзовка. Они оказались весьма эффективным средством инженерного усиления обороны. Противник безуспешно пытался их преодолеть.
Генерал-майор А. С. Жадов, в ту пору командующий 66-й армии на Донском фронте писал:
А.С. Жадов, фото с сайта http://www.warheroes.ru
"Особую роль сыграли электрозаграждения, с которыми успешно действовал 6-й ЭТБ, в частности при отражении атак противника в направлении с. Ерзовка. Несмотря на сильный огонь противника, электропрепятствия перед передним краем обороны устанавливались в срок. Многочисленные повреждения препятствий и кабельной сети быстро устранялись, в результате чего противник при неоднократных попытках преодолеть их нес значительные потери. На заграждениях, установленных 6-м электротехническим батальоном, током высокого напряжения было убито почти 400 солдат и офицеров противника. 130 гитлеровцев саперы уничтожили огнем стрелкового оружия".
Статистику "подпортили" дрофы
Интересные подробности о боевых буднях воинов-электриков можно найти в воспоминаниях маршала инженерных войск Виктора Кондратьевича Харченко (во время Сталинградской битвы он был майором, заместителем командира 16-й инженерной бригады специального назначения).
Виктор Кондратьевич Харченко
"Хорошо воевал под Сталинградом и наш 6-й батальон электризуемых заграждений. Вначале обязанности командира исполнял комиссар - майор Виктор Васильевич Бурлаков. Высокий, широкоплечий, с открытым русским лицом, он пользовался большим авторитетом у подчиненных. Человек от природы добродушный, Бурлаков не мог не только видеть, но даже слышать о гитлеровцах. "Их всех до одного нужно уничтожать!" - не раз говорил майор. Понять его было можно - фашисты уничтожили у Бурлакова всю семью…
Когда батальон доносил о сожженных на электризуемых заграждениях гитлеровцах, эти сведения включались в общий отчет и направлялись в штаб фронта. Однажды командующий фронтом генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский, узнав из отчета о гибели на электризуемых заграждениях взвода фашистов, засомневался и вызвал Алексея Ивановича Прошлякова (начальник инженерных войск фронта. - прим. авт.): " Что-то уж больно много ваши саперы фрицев током убивают! Не увлекаются ли? Прошу проверить и лично доложить!"
Но, как правило, донесения совпадали с истинным положением вещей. Только однажды произошел довольно комичный случай.
А произошло вот что. Дежуривший ночью офицер заметил отклонение стрелки вольтметра на щите пульта управления. Судя по величине отклонения, на заграждения могли попасть сразу 10-15 гитлеровцев. Отложив до утра проверку, о предположении тем не менее было доложено по телефону в штаб батальона. Старший адъютант батальона воентехник 1-го ранга С. А. Ребров, заменявший заболевшего комбата, немедленно передал сведения в штаб бригады.
"Утром Иоффе и я приехали в электротехнический батальон - нужно было проверить состояние электростанций, - вспоминал далее эту историю маршал Харченко. - Когда закончили работу, командир бригады обратился к Реброву:
- Ну, Сергей Алексеевич, веди, показывай!
Однако, рассматривая из траншей сетки электризуемых заграждений в сильные бинокли, мы на них ничего не обнаружили, кроме нескольких небольших темных комочков.
- Куда же ваши гитлеровцы девались? - недовольно спросил Иоффе.
Михаил Фадеевич больше всего не любил обмана и очковтирательства. "Ложь вообще унизительна для человека, - говорил он. - А на войне совершенно непростительна. За нее часто приходится расплачиваться кровью!"
На помощь смущенно молчавшему Реброву пришел командир роты:
- Ночью из-за дроф отклонялся вольтметр. Их там больше десятка оказалось. Хлопцы сползали и почти всех доставили на кухню.
Командир бригады рассмеялся:
- Ладно. Вижу, что ошибка случайная…
Потом, почти до самого Берлина, Иоффе, когда приезжал в электротехнический батальон, подтрунивал над Ребровым:
- Ну как, Сергей Алексеевич, опять нас жареными дрофами угостишь?"
***
Если подсчитывать потери противника, то доля электрозаграждений в этой статистике вряд ли будет впечатляющей. Но воины-электрики делали свое дело умело, и нередко - под огнем противника, проявляя бесстрашие и стойкость.
1 апреля 1943 года за успешное выполнение боевых задач 16-я бригада - первой среди инженерных соединений - была преобразована в 1-ю гвардейскую инженерную бригаду спецназначения РВГК. Ее воины с боями дошли до Берлина. А 6-й гвардейский батальон электрозаграждений в победном 1945-м был награжден орденом Красной Звезды.
Источник цитирования: Харченко В. К. ...Специального назначения. — М.: Воениздат, 1973. — 264 стр. — (Военные мемуары).