Как известно, еще до окончания боев сталинградские власти начали подготовку к восстановлению города. Однако прежде чем приступить к работе, необходимо было решить вопрос с обеспечением лежащего в руинах города электрической энергией. О том, как решалась эта проблема, рассказывает наш обозреватель Александр ФОЛИЕВ.

В конце февраля 1943-го в Сталинград из Москвы прибыл необычный состав. Конечно, сталинградцев, тем более железнодорожников, трудно было удивить разнообразными поездами – на вокзал Сталинград I каких только не прибывало: от бронепоездов всех типов до правительственных с салон-вагонами. Однако прибывший состав оказался необычным уже тем, что был первым и единственным в своем роде в Советском Союзе. Это был «энергопоезд» – то есть тепловая электростанция, все необходимое оборудование которой помещалось в вагонах. Парогенераторами стали сами паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине устанавливались на отдельных железнодорожных платформах. Распределительное устройство с щитом управления, жилые помещения (бытовки) для персонала были размещены в двух крытых вагонах. Обслуживали энергопоезд, как правило, 8-10 человек.

Эти необычные составы – по сути электроподстанции – стали спасением для не только для Сталинграда.

С освобождением временно оккупированных территорий страны повсюду начались восстановительные работы. Понятно, без электроснабжения этого сделать было невозможно. В качестве временной меры придумали энергопоезда.

В Музее истории Мосэнерго есть фотография плаката с текстом телеграммы 1-го секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) Алексея Чуянова к наркому электростанций Дмитрию Жимерину: «Для нужд восстановления северной части города, также снабжения восстановительных работ и населения водой прошу срочно отгрузить Фрунзенской ТЭЦ электростанцию мощностью 750 квт». А под текстом телеграммы на плакате энергетики дописали: «Мобилизуем все силы на быстрейшее окончание энергопоезда!» Видимо, фотография была сделана во время работ по монтажу оборудования.

К слову, задание на начало проектирования энергопоездов руководство Мосэнерго получило в конце ноября 1942 года. Подготовка к пуску в эксплуатацию занимала от двух до четырех недель. Это время не шло ни в какое сравнение со сроками восстановления стационарной электростанции. На Фрунзенской ТЭЦ в Москве были собраны четыре поезда. Первый был готов 15 февраля 1943 года и сразу же отправлен в Сталинград. На нем был установлен турбогенератор мощностью 750 кВт. Электроэнергии, которую производил поезд, было достаточно для освещения и проведения работ на восстанавливаемых объектах.

Прочитать ещё

В Измайловском парке Москвы есть скромный обелиск недалеко от станции метро «Партизанская». На граните два слова – «Наташа Качуевская». В ноябре 1942 года двадцатилетняя Наташа отдала свою жизнь, чтобы спасти 20 раненых бойцов.
Если на карте СССР 1942 года соединить линиями Сталинград только с областными центрами, уроженцы которых воевали в битве на Волге, получилась бы плотная сетка. А ведь такие ниточки можно протянуть к городам, поселкам, селам всех республик, краев и областей… Публикации в нашей серии «Они сражались за Сталинград» как раз подтверждают это. Сегодня продолжит эту рубрику рассказ, присланный нам Вячеславом Жидких из Курска, о трех его земляках, защищавших наш город – все они связаны с поселком Тим Курской области.