Как известно, еще до окончания боев сталинградские власти начали подготовку к восстановлению города. Однако прежде чем приступить к работе, необходимо было решить вопрос с обеспечением лежащего в руинах города электрической энергией. О том, как решалась эта проблема, рассказывает наш обозреватель Александр ФОЛИЕВ.

В конце февраля 1943-го в Сталинград из Москвы прибыл необычный состав. Конечно, сталинградцев, тем более железнодорожников, трудно было удивить разнообразными поездами – на вокзал Сталинград I каких только не прибывало: от бронепоездов всех типов до правительственных с салон-вагонами. Однако прибывший состав оказался необычным уже тем, что был первым и единственным в своем роде в Советском Союзе. Это был «энергопоезд» – то есть тепловая электростанция, все необходимое оборудование которой помещалось в вагонах. Парогенераторами стали сами паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине устанавливались на отдельных железнодорожных платформах. Распределительное устройство с щитом управления, жилые помещения (бытовки) для персонала были размещены в двух крытых вагонах. Обслуживали энергопоезд, как правило, 8-10 человек.

Эти необычные составы – по сути электроподстанции – стали спасением для не только для Сталинграда.

С освобождением временно оккупированных территорий страны повсюду начались восстановительные работы. Понятно, без электроснабжения этого сделать было невозможно. В качестве временной меры придумали энергопоезда.

В Музее истории Мосэнерго есть фотография плаката с текстом телеграммы 1-го секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) Алексея Чуянова к наркому электростанций Дмитрию Жимерину: «Для нужд восстановления северной части города, также снабжения восстановительных работ и населения водой прошу срочно отгрузить Фрунзенской ТЭЦ электростанцию мощностью 750 квт». А под текстом телеграммы на плакате энергетики дописали: «Мобилизуем все силы на быстрейшее окончание энергопоезда!» Видимо, фотография была сделана во время работ по монтажу оборудования.

К слову, задание на начало проектирования энергопоездов руководство Мосэнерго получило в конце ноября 1942 года. Подготовка к пуску в эксплуатацию занимала от двух до четырех недель. Это время не шло ни в какое сравнение со сроками восстановления стационарной электростанции. На Фрунзенской ТЭЦ в Москве были собраны четыре поезда. Первый был готов 15 февраля 1943 года и сразу же отправлен в Сталинград. На нем был установлен турбогенератор мощностью 750 кВт. Электроэнергии, которую производил поезд, было достаточно для освещения и проведения работ на восстанавливаемых объектах.

Прочитать ещё

15 февраля воины-интернационалисты отметили 32‑ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Говорят, время лечит, однако воинам-афганцам до сих пор сложно вспоминать пережитое. Один из них – волгоградец, ветеран контрразведки Евгений Кашуба, возглавлявший в Афгане особый отдел КГБ СССР 108‑й мотострелковой дивизии – самой боевой и самой огненной из всех, сражавшихся в Афганистане. Он вернулся в СССР поседевшим. А через месяц после возвращения ему вручили орден Красной Звезды.
О роли генерала Василия Гордова в Сталинградской битве историки рассказывают мало и обтекаемо. Возможно, потому, что этот полководец из тех, к кому эпоха и судьба были особенно неблагосклонны. Ставший в 1945 году Героем Советского Союза, он был расстрелян в августе 1950-го – по некоторым сведениям, в Лефортовской тюрьме. Мало кто знает и о том, что летом 1942 года Гордов командовал Сталинградским фронтом. Возможно, потому, что длилось это недолго – всего лишь три недели. Судьбу опального генерала проследил наш военный обозреватель Александр Фолиев.