Как известно, еще до окончания боев сталинградские власти начали подготовку к восстановлению города. Однако прежде чем приступить к работе, необходимо было решить вопрос с обеспечением лежащего в руинах города электрической энергией. О том, как решалась эта проблема, рассказывает наш обозреватель Александр ФОЛИЕВ.

В конце февраля 1943-го в Сталинград из Москвы прибыл необычный состав. Конечно, сталинградцев, тем более железнодорожников, трудно было удивить разнообразными поездами – на вокзал Сталинград I каких только не прибывало: от бронепоездов всех типов до правительственных с салон-вагонами. Однако прибывший состав оказался необычным уже тем, что был первым и единственным в своем роде в Советском Союзе. Это был «энергопоезд» – то есть тепловая электростанция, все необходимое оборудование которой помещалось в вагонах. Парогенераторами стали сами паровозы. Турбоагрегат и конденсатор к турбине устанавливались на отдельных железнодорожных платформах. Распределительное устройство с щитом управления, жилые помещения (бытовки) для персонала были размещены в двух крытых вагонах. Обслуживали энергопоезд, как правило, 8-10 человек.

Эти необычные составы – по сути электроподстанции – стали спасением для не только для Сталинграда.

С освобождением временно оккупированных территорий страны повсюду начались восстановительные работы. Понятно, без электроснабжения этого сделать было невозможно. В качестве временной меры придумали энергопоезда.

В Музее истории Мосэнерго есть фотография плаката с текстом телеграммы 1-го секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) Алексея Чуянова к наркому электростанций Дмитрию Жимерину: «Для нужд восстановления северной части города, также снабжения восстановительных работ и населения водой прошу срочно отгрузить Фрунзенской ТЭЦ электростанцию мощностью 750 квт». А под текстом телеграммы на плакате энергетики дописали: «Мобилизуем все силы на быстрейшее окончание энергопоезда!» Видимо, фотография была сделана во время работ по монтажу оборудования.

К слову, задание на начало проектирования энергопоездов руководство Мосэнерго получило в конце ноября 1942 года. Подготовка к пуску в эксплуатацию занимала от двух до четырех недель. Это время не шло ни в какое сравнение со сроками восстановления стационарной электростанции. На Фрунзенской ТЭЦ в Москве были собраны четыре поезда. Первый был готов 15 февраля 1943 года и сразу же отправлен в Сталинград. На нем был установлен турбогенератор мощностью 750 кВт. Электроэнергии, которую производил поезд, было достаточно для освещения и проведения работ на восстанавливаемых объектах.

Прочитать ещё

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Для волгоградки Марии Израилевны Зайды это не просто календарная дата. Подростком она увидела 85 лет назад то, что надолго стало кошмаром ее жизни. Тогда, в 1938-м, людей травили и убивали только за то, что они евреи. Ее семья спаслась чудом, через Чехословакию и Польшу добравшись до СССР. Эта страна стала ее новой родиной, а в Сталинграде она обрела дом. Мы разговаривали в ее волгоградской квартире, и порой просто не верилось, как эта милая женщина смогла перенести испытания, выпавшие на ее долю...
Имя выдающегося советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова – в этом году исполнилось 130 лет со дня его рождения –вспоминают чаще всего как создателя самолета По-2, совершенно забыв, что именно его машины в предвоенные годы были основой истребительной авиации нашей страны, а самого конструктора называли королем истребителей.