В середине июня 1942 года в район Сталинграда была срочно переброшена 235‑я истребительная авиационная дивизия подполковника Ивана Подгорного, полки которой были укомплектованы английскими истребителями «Хоукер Харрикейн».

Эти машины с августа 1941 года были первыми из боевых самолетов союзников, поставленными в нашу страну. В первый год войны ВВС Красной Армии испытывали большую потребность в современных самолетах.

У наших летчиков машина особых восторгов не вызвала и получила несколько прозвищ, например, «горбатый» или «Харитон». Согласие советской стороны на поставку не самых новых, не самых хороших истребителей союзников было, скорее, вынужденным шагом.

Производство истребителя началось в 1936 году. Было произведено 14  583 самолета, из которых почти 3000 машин поставили в СССР. К середине 1942 года «Харрикейн» уступал немецким истребителям по основным параметрам.

В боях за Сталинград среди летчиков 235й истребительной авиадивизии, пилотировавших «Харрикейны», отличился командир 2й эскадрильи старший политрук Хасан Ибатулин, награжденный орденом Ленина.

Несмотря на все недостатки, в истребительных авиационных полках ПВО «Харрикейны» прослужили до мая 1945 года, внеся и свой вклад в общую Великую Победу.

В отечественных музеях редко можно увидеть истребитель «Хоукер Харрикейн». К примеру, габаритный макет этого истребителя есть в экспозиции «Музея Победы» на Поклонной горе.

Ну а самый лучший по состоянию образец этого истребителя (на фото) можно увидеть в музее военной техники «Боевая слава Урала» (Свердловская область).

Прочитать ещё

Самая большая оте­чественная пушка, исполинская гаубица, 21-метровый ствол орудия главного калибра для самых больших и мощных в мире кораблей – все эти чудеса военной техники в предвоенные годы были изготовлены в Сталинграде, некоторые в единственном экземпляре. Тем трагичнее, что практически все они в силу разных исторических обстоятельств были утрачены во время боевых действий. Наш военный обозреватель Александр Фолиев проследил судьбу орудий-рекордсменов, а помог ему в этом историк Анатолий Рябец.
Нам приходит много писем со стихами о Великой Отечественной. Это слова, идущие от самого сердца. О гордости, о боли, о памяти...