Главный калибр
В конце 30‑х годов в нашей стране был разработан проект линейных кораблей типа «Советский Союз», которые претендовали на право называться «самыми большими и мощными в мире». Достаточно сказать, что орудиями их главного калибра должны были стать девять 406,4‑мм орудий Б-37, разработанных на ленинградском заводе «Большевик». А 12 стволов для этих орудий были изготовлены на сталинградском заводе «Баррикады». В то время специалисты называли это военным и технологическим рекордом. Судите сами.
Из ствола длиной почти 21 метр снаряд весом более тонны мог улететь на расстояние до 45 с гаком километров! Для выстрела требовался пороховой заряд в 320 кг. Масса только ствола с затвором составляла 136,69 т, а качающаяся часть орудия «тянула» на 197,7 т!
Ствол – самая ответственная и трудоемкая деталь орудия. Для калибра 406‑мм требовался слиток специальной стали массой 140 тонн без включений, раковин и иных дефектов. Слиток отливался после поступления из двух мартенов – 100- и 50‑тонных, а затем подвергался ковке на мощных прессах с усилием более 6000 тонн. Далее шла термическая обработка в уникальной горизонтальной масляной печи.
После начиналась механическая обработка – наружная обточка до чертежных размеров, глубокое сверление на всю длину, чистовая расточка, шлифовка и нанесение нарезов канала ствола. Все это выполнялось на специальных станках и специнструментом,о размерах которых можно только догадываться – длина ствола 406‑мм пушки составляла более 20 метров...
Историческая справедливость
Для проведения испытаний один ствол сталинградцы направили в Краматорск, откуда его в составе установки доставили под Ленинград. Здесь его и застала война.
В дни блокады Ленинграда орудийную установку МП-10 включили в состав батареи № 1 научно-исследовательского морского артиллерийского полигона. За все время обороны Ленинграда из 406‑мм орудия было сделано 185 выстрелов (выпущено 109 фугасных и 76 бронебойных снарядов), тогда как ресурс орудия оценивали «всего лишь» в 150 выстрелов.
После Великой Отечественной войны по решению командования ВМФ на установке МП-10Б повесили мемориальную плиту, которая сейчас хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Слова, выбитые на ней, часто цитируются, но не полностью. «Сталинградка» восстанавливает историческую справедливость:
«406‑мм артустановка Военно-морского флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного
НИМАП с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнем оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной Армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях. Артустановка изготовлена в 1940 году Новокраматорским заводом им. Сталина по проекту Ленинградского металлического завода им. Сталина. Ствол изготовлен заводом «Баррикады».
Взорвали, чтобы не попала в руки немцев
Одна из самых «загадочных» советских артиллерийских систем – орудие особой мощности 450‑мм полевая гаубица Бр-23. Само орудие и полигонный станок для его испытания в I квартале 42‑го предполагалось изготовить на заводе «Баррикады».
– Длина ствола этой гаубицы – 9,5 м, – рассказывает волгоградский историк Анатолий Рябец. – Вес системы в боевом положении с подъемниками снарядов доходил до 110 тонн. При перемещении она разбиралась на шесть повозок. Бетонобойный снаряд весом 1500 кг мог улететь на 15 км. Такой снаряд должен был пробивать железобетонное перекрытие толщиной 3,3 м. А фугасный снаряд (1060 кг) мог поразить цель на дальности 18,2 км. Эта гаубица могла стать одним из самых эффективных орудий в мире.
К 1942 году Бр-23 была построена и готова к испытаниям. Макет орудия сталинградцы отвезли в Москву. По воспоминаниям ветерана завода Петра Петровича Орлова, для того, чтобы устранить дефект в канале ствола гаубицы, его затаскивали в ствол на канате. И он сумел заварить раковину, отшлифовать нарезы и так устранил дефект.
Летом 42‑го гаубицу из‑за веса и габаритов не смогли вовремя вывезти из Сталинграда. В августе при налете немецкой авиации орудие завалило обломками цеха. Конструкцию решено было взорвать – нельзя было допустить, чтобы уникальное орудие попало в руки немцев.
После битвы на Волге и восстановления «Баррикад» работы по Бр-23 не были продолжены.
Сталинградский «исполин»
В середине 50‑х в Сталинграде была создана самая большая отечественная пушка – 650‑мм Бр-105. Орудия более крупного калибра никогда в нашей стране не создавались! Широкому кругу любителей военной истории это стало известно только 10 лет назад.
– Бр-105 не предназначалась для стрельбы по наземным или надводным целям, а использовалась для испытаний стрельбой новых бронебойных авиационных бомб БРАБ-1500 и БРАБ-3000, – рассказывает Анатолий Рябец. – Они во время испытаний не сбрасывались с летящего самолета, а выстреливались из специального гладкоствольного орудия. Считалось, что такой способ испытаний новых боеприпасов более экономичен и точен в получении необходимых данных. Вес этих боеприпасов составлял 1500 и 3000 кг.
Гладкоствольное орудие с длиной ствола 18,5 м разработали в Сталинграде под руководством выдающегося конструктора артиллерийского и ракетного вооружения, лауреата Сталинской премии Георгия Ивановича Сергеева, будущего Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Ствол вытачивали в цехе завода «Баррикады» из одного слитка весом 190‑200 тонн.
– Система не только была разработана на бумаге, но воплощена в металле и отлажена до рабочего состояния, – завершает свой рассказ Анатолий Рябец. – Испытания авиабомб проводились на Ржевском артиллерийском полигоне бригадой испытателей из Сталинграда. После стрельбы авиабомбами это уникальное орудие приняло участие в испытаниях систем мягкой посадки, а затем и катапультируемых кресел для летчиков и космонавтов. Во время новых испытаний вес «снаряда» увеличивался до 6000 килограммов.
Какова дальнейшая судьба этого, без сомнения, исполинского и уникального орудия, до сих пор неизвестно…
«Изделия» особой мощности
Уникальные орудия большой мощности на сталинградском заводе «Баррикады» изготавливали и во второй половине 30‑х годов. Под руководством главного конструктора завода Ильи Иванова был разработан и производился триплекс артиллерии большой мощности – 203,2‑мм гаубицы, 152‑мм пушки и 280‑мм мортиры на едином лафете. Применение его позволяло упростить разработку орудий, снизить затраты на их производство и эксплуатацию.
Пушка Бр-2.Эти орудия сохранились – часть экспозиции Центрального музея Вооруженных сил РФ.
– В экспозиции нашего музея, кроме 203,2‑мм гаубицы, представлена 152‑мм пушка образца 1935 года Бр-2, а вот 280‑мм мортиру образца 1939 года Бр-5 можно увидеть только в Санкт-Петербурге, – рассказывает старший научный сотрудник музея Сергей Миловидов. – Буквы «Бр» в названиях орудий означают, что они разработаны и произведены на заводе «Баррикады». Гаубицы Б-4 и пушки Бр-2 защищали город, в котором они были изготовлены, а после войны на «Баррикадах» все орудия триплекса прошли капитальный ремонт.
Гаубица Б-4.Перед Великой Отечественной войной в Сталинграде на основе документации фирмы «Шкода» под руководством Ильи Иванова были созданы самые мощные артиллерийские советские орудия, принимавшие участие в войне. Это 210‑мм пушка Бр-17 и 305‑мм гаубица Бр-18 (обе образца 1939 года). Они составляли дуплекс орудий особой мощности, поскольку имели одинаковый лафет. К примеру, Бр-17 могла послать снаряд весом 133 килограмма на дальность 28 650 метров.
А это – баррикадский «Конденсатор».В 50‑е годы сталинградцами также был установлен артиллерийский рекорд. На заводе «Баррикады» изготовили стволы для 406‑мм самоходной установки 2А3, или «Конденсатор». Она предназначалась прежде всего для стрельбы боеприпасами с ядерным зарядом. Пушка была самой мощной самоходной советской установкой ХХ века. На параде 7 ноября 1957 года на Красной площади показали четыре такие установки.