Судьба жителя Волжского, участника Великой Отечественной войны, ветерана правоохранительных органов Николая Федоровича Немцева, ушедшего из жизни в 2020 году, была отмечена многими замечательными событиями. Ему, например, довелось состоять в личной охране Иосифа Сталина и Вячеслава Молотова, сопровождать в поездке супругу премьер-министра Англии Клементину Черчилль. Сегодня мы публикуем очерк об удивительной судьбе нашего земляка.

Работал в поле

В 1941-м, когда началась Великая Отечественная война, Коле Немцеву едва исполнилось 15 лет. Но не до учебы парню стало, пришлось работать день и ночь в поле, на тракторе. А в 1943-м он был призван в армию.

Первым местом службы стали для Николая учебные лагеря неподалеку от Уфы. Там он несколько месяцев осваивал противотанковое ружье, чтобы уничтожать вражескую бронетехнику.

Но стрелять на передовой Николаю не пришлось: в марте 1944-го он был переведен в войска НКВД и отбыл на Второй Южный фронт.

Там основной задачей для него и его однополчан стала охрана железных дорог, а также следовавших по ним воинских эшелонов.

 

Клементина Черчилль в поездке по СССР, 1945 год.

Телохранитель мадам Черчилль

Приходилось участвовать и в спецоперациях. Об их содержании Николай Федорович как бывший военнослужащий войск НКВД даже после войны не очень‑то распространялся.

Однако мог в беседе рассказать, что принимал участие в охране Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина и наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова.

Дело было в победном 1945-м, когда они следовали в специальном поезде в Германию на встречу глав трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции.

Николай Федорович рассказывал, что состоял в охране маршала Буденного, когда тот приезжал в Ростов-на-Дону поздравить донских казаков  с Днем Победы.

Супругу премьер-министра Англии Уинстона Черчилля Клементину Черчилль, оказывавшую в тяжелую военную годину большую благотворительную помощь советскому народу, Николаю Немцеву довелось сопровождать в том же 1945-м. Это было вскоре после того, как ее принял в Кремле Иосиф Сталин и вручил орден Трудового Красного Знамени.

– В Ростове-на-Дону, – рассказывал Николай Федорович, – миссис Черчилль побывала в военном госпитале. А мне при этом доверили быть ее шофером и охранником. Это была невысокая энергичная женщина, уже в годах, которую интересовало буквально все увиденное, вплоть до служебной формы военных медиков…

Командировка на Урал

После Победы над Германией война для Николая Немцева не завершилась.

В составе войск НКВД он принимал участие в боевых действиях против бандеровцев, лютовавших по отношению к мирному населению на Западной Украине, подо Львовом.

А в 1948 году в его жизни настал новый, еще более ответственный этап. Николая Немцева перевели в подразделение Министерства госбезопасности (МГБ) и направили на Урал в сверхсекретный Челябинск-40. Именно в этом военном городке тогда вырабатывалась «начинка» для первых в истории советских атомных бомб.

Часть, в которой предстояло им служить, была подчинена напрямую Лаврентию Берии, занимавшему в то время пост зампредседателя Совета министров СССР и непосредственно курировавшему МГБ. В Челябинске-40 Николай Немцев был назначен помощником коменданта.

Как‑то во время дежурства он увидел, что к контрольно-пропускному пункту подъехал на машине кто‑то очень важный. Немцев забеспокоился – вдруг часовой пропустит гостя без проверки документов?!  В те годы это могло бы грозить самыми серьезными последствиями, причем не только часовому, но и всему наряду, который нес дежурство.

Николай Немцев сразу же выбежал к машине – взяв под козырек, узнал по знакомым портретам в одном из ее пассажиров Лаврентия Берию.

Однако, соблюдая уставные требования, все же потребовал пропуск. Берия был поначалу недоволен: «Да вы знаете, кто я такой?..»

Однако убедившись, что слова не возымеют действия, пропуск всетаки предъявил.

Вскоре на КПП прибежал комендант, бледный, как смерть, с перепугу. Стал кричать на Немцева: «Что ж ты наделал, щенок?! Тебе десять лет отсидеть – чепуха! Ты еще молодой, одинокий. А у меня семья, трое детей!..»

Вместо ареста – отпуск

Примерно через 3 часа Берия последовал обратно.

На этот раз его водитель сам остановил машину возле КПП, и Берия с сопровождающими вышел.

Побеседовав о том  о сем с солдатами, поинтересовался, наконец: «А где тот солдат, который тут со мной при въезде разговаривал?» Николай Немцев не стал прятаться – готовый ко всему, он вышел к грозному министру.

Берия смотрит на него и улыбается: «Вот молодец! Дайте ему десятидневный отпуск, заслужил! Часовому объявить благодарность, а коменданта представить к очередному воинскому званию». Так вместо ожидаемого наказания Немцев отправился в отпуск, к родным.

Тогда он и повстречал свою судьбу, будущую супругу Нину, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. В 1951 году Николай Немцев, демобилизовавшись, вернулся в родное село. Здесь по рекомендации райкома партии он устроился на работу в милицию.

В сельской местности в то время остро не хватало квалифицированных кадров, и Николай Федорович Немцев в должности участкового уполномоченного стал обслуживать чуть ли не три десятка деревень и поселков.

Пресекать в них, например, хищения зерна с зернохранилищ.

Четверть века Немцев занимался этими делами, был также много лет и депутатом сельсовета, на пенсию Николай Федорович вышел в 1983 году.

В 2000 году Николай Федорович и Нина Тимофеевна переехали из Оренбургской области в наши края, поближе к детям. Обосновались в Волжском.

Николай Федорович со своей правнучкой.

Пятью годами позже Николай Федорович Немцев был участником Парада Победы в Москве на Красной площади. В память об этом событии участнику войны глава МВД вручил ценный подарок – часы с портретом легендарного маршала Жукова.

Николай Федорович до конца своих дней ценил его не меньше, чем орден Отечественной войны I степени, которым был награжден несколькими десятилетиями ранее.

Прочитать ещё

Очень просим вас не забыть о скорбной дате – 22 июня. В этот день в 1941 году началась война. Что пережили люди той эпохи, сложно передать словами, но надо пытаться, потому что сегодня предпринимаются попытки пересмотреть события тех лет и вычеркнуть из памяти народа злодеяния гитлеровских захватчиков. Люди, прежде всего молодое поколение, должны знать подлинную историю! Дети Сталинграда.
15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.