Об артиллеристах в Сталинграде мы рассказываем часто. А вот о военной технике – реже. Между тем в битве на Волге Красная Армия применяла только буксируемую ствольную артиллерию. Уровень ее моторизации, вопреки расхожему мнению о «технической отсталости», был выше, чем немецкой. Этот рассказ – о «сталинградской» части уникальной столичной выставки отреставрированных образцов автотехники «Моторы войны». Экспозиция создана на основе частных коллекций Вячеслава Лена, Евгения Шаманского и Игоря Шишкина при участии военно-исторического клуба «Капонир» и ГУП «Мосгортранс».

СТЗ-5: прошел по всем фронтам

Пожалуй, самый «сталинградский» образец выставки – артиллерийский тягач СТЗ-5. Разработку этого «транспортного трактора» – официальное наименование – на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) начали в 1933‑м.

Было создано объединенное КБ, в которое вошли заводские инженеры и прикомандированные сотрудники НАТИ. Поэтому и первое название машины – СТЗ-НАТИ 2ТВ.

В 1937‑м с конвейера СТЗ сошли первые серийные машины. К началу Великой Отечественной СТЗ-5 был основным средним гусеничным арттягачом, способным буксировать почти все артсистемы калибра 76‑152 мм, вес которых не превышал 3400 кг.

Высокая унификация с сельхозтрактором СТЗ-3 обеспечивала и высокую ремонтопригодность. К тому же бывшие трактористы, ставшие механиками-водителями тягачей, без особого труда осваивали военную технику и более грамотно ее эксплуатировали.

Механик-водитель и командир орудия сидели в закрытой металлической кабине, установленной над двигателем, который фактически был многотопливным: заводился на бензине, а после прогрева до 90 градусов переводился на керосин. Топливные баки были за кабиной, за ними – деревянная грузовая платформа с откидными бортами и съемным брезентовым тентом с целлулоидными окнами.

В кузове размещались откидные сиденья для орудийного расчета, ящик для инструмента; боеприпасы и артиллерийские приборы укладывали на полу. В 1941‑м, когда остальные тракторные заводы перешли на производство танков, СТЗ выпустил 3146 СТЗ-5.

Даже в дни постоянных бомбардировок города с 23 августа по 13 сентября 1942-го, когда фашисты вышли к заводу, сталинградцы выпустили 31 тягач.

Пройдя по всем фронтам Великой Отечественной, СТЗ-5 до начала 60‑х продолжал трудиться в народном хозяйстве. В рабочем состоянии эти «ветераны» поддерживались благодаря запчастям трактора СТЗ-З.

На выставке представлен единственный сохранившийся в нашей стране СТЗ-5 в транспортном исполнении 1938 года выпуска. Он на ходу, при его восстановлении использованы только оригинальные запчасти.

ЗИС-42: чемпион по проходимости

На выставке есть и отреставрированный до ходового состояния единственный в России экземпляр ЗИС-42 – редкого автомобиля, ставшего вехой в истории отечественного автомобилестроения.

Этот полугусеничный грузовой автомобиль предназначался больше для буксировки артиллерийских орудий и подвоза боеприпасов.

«Фронтовой дебют» ЗИС-42 состоялся в конце сентября 1942‑го, когда первые 9 машин были направлены под Сталинград. ЗИС-42 использовали как тягачи в артиллерийских противотанковых дивизионах, вооруженных зенитными 85‑мм пушками образца 1939 года. До конца года в войсках на сталинградском направлении сражались шесть дивизионов по 16 ЗИС-42 в каждом.

ЗИС-42 перед отправкой на фронт, зима 1943 года.

Позже ЗИС-42 применяли для буксировки 76‑мм дивизионных пушек Ф-22УСВ и ЗИС-З, 122‑мм гаубиц М-30 и иных орудий на других фронтах. От Сталинграда эти автомобили дошли до Берлина.

Кстати, впервые на этих серийных отечественных автомобилях был установлен тент над кузовом, где мог размещаться расчет орудия.

Работы над созданием полугусеничных грузовых автомобилей велись в нашей стране с 1928 года.  Как отмечают специалисты, несмотря на все недостатки, равных ЗИС-42 по проходимости в условиях абсолютного бездорожья – глубокий снег, болото – не было.

«Коминтерн»: фронтовой трактор

Один из самых крупных по габаритам и самый мощный из экспонатов этой выставки – средний артиллерийский тягач «Коминтерн» – единственный в России образец, воссозданный из оригинальных агрегатов. В документах военного времени его, как и, впрочем, тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец», называли трактором. Машина серийно выпускалась на Харьковском паровозостроительном заводе с 1934‑го по 1940‑й годы, всего было произведено 1798 машин.

«Коминтерн» имеет классическую компоновку грузового автомобиля, с передним расположением двигателя, последовательно установленными за ним кабиной, грузовой платформой и задними ведущими колесами. При его создании использовали ходовую часть и целый ряд узлов и агрегатов среднего танка Т-24. «Коминтерн» стал как бы «родоначальником» отечественных арттягачей, которые создавались также с передним расположением двигателя и использованием агрегатов танков – таких как, например, тягачи АТ-Л и АТ-Т.

«Коминтерн» использовался для буксировки орудий корпусной артиллерии и орудий большой мощности – от 122‑мм корпусных пушек образца 1931 / 37 годов А-19 до 203‑мм гаубицы образца 1931 года Б-4.

Эти машины служили долго и успешно и по праву считались одними из лучших средних арттягачей 30‑х годов.

«Коминтерн» стал родоначальником отечественных арттягачей, представлявших собой гибрид танка и грузовика.

Благодаря тягачам «Коминтерн» решительно повысилась тактическая и оперативная подвижность нашей артиллерии, прежде всего большой и особой мощности.

Они считались одним из лучших средних артиллерийских тягачей в 30‑40‑е годы.

В бронетанковых частях «Коминтерн» использовали как эвакуационный тягач. После войны оставшиеся образцы заменили на более современные машины и передали в народное хозяйство.

Редакция благодарит Людмилу Вячеславовну Лен за помощь в подготовке публикации.

Прочитать ещё

Наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ расспросил потомков участников сталинградской битвы о том, как их родные - герои войны рассказывали о победном мае 45-го
Про оружие и продовольствие по ленд-лизу для нашей армии в годы Великой Отечественной знают многие. Однако сотрудники Волжского музея памяти солдат войны могут рассказать о более мелких, но очень важных вещах, поступавших от союзников сюда, в Сталинград. Это, например, каски и телефоны, причем последние были на передовой дефицитом. Экземпляры, пережившие сражение на Волге, хранятся сейчас в фондах, которые бережно собирают наши земляки-историки. Заведующий музеем кандидат исторических наук Максим Опалев согласился провести для читателей «Сталинградки» заочную экскурсию, рассказав и показав раритеты войны.