К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояли несколько типов минометов, но самым массовым в стрелковых частях в то время был 50-мм ротный. У этих минометов была особенность: они были единственными образцами вооружения, которые еще до начала войны имели одинаковый калибр с немецкими, а значит, к ним подходили «вражеские» боеприпасы.

«Оса» 1936 года

В 1936 году коллектив под руководством Бориса Шавырина начал работы по созданию гладкоствольного 50-мм миномета. Конструкторы выбрали так называемую схему «мнимого треугольника»: две стороны – двунога-лафет и ствол, третья – условная линия, которая проходила по грунту между точками опоры.

Миномет в КБ получил название «Оса», его предназначали для непосредственной огневой поддержки стрелковой роты: уничтожения живой силы противника, подавления его огневых средств, расположенных на открытой местности или в легких укрытиях, а также на обратных скатах высот.

Благодаря сравнительно небольшому весу (12 кг) на поле боя его мог переносить один человек. На марше три орудия укладывались и перевозились в минометной повозке образца 1938 года – МП-38, вместе с 24 лотками с минами (168 шт.) и ЗИП. Мины могли переноситься расчетом по 7 штук в лотке.

Летом 38-го 50-мм миномет приняли на вооружение РККА под названием «50-мм ротный миномет образца 1938 года», его производство началось в следующем году, а  первым боевым испытанием стала советско-финская война.

По ее итогам провели «глубокую модернизацию» образца.

Конструктор Шамарин, сохранив схему построения, практически создал 50-мм миномет образца 1940 года.

Изменения учитывали боевой опыт эксплуатации в войсках и значительно упростили конструкцию.

К 1 июня 1941 года в РККА числилось порядка 24 тысяч таких минометов. В ходе уличных боев в Сталинграде они широко применялись нашими пехотными подразделениями.

Но в последующих наступательных операциях их эффективность была низкой, поэтому в 43-м производство 50-мм минометов прекратили и их сняли с вооружения Красной Армии.

А вот в наших партизанских формированиях их продолжали использоватьи вплоть до окончания войны.

Просто, технологично

Надо сказать, что все минометы калибром от 50 до 120 мм, с которыми наша армия вступила в войну, созданы по схеме «мнимого треугольника», с воспламенением типа Стокса-Брандта.

Все, кроме «50-мм ротного миномета образца 1941 года» – он был создан в специальном КБ под руководством все того же конструктора Владимира Шамарина.

По своей компоновке этот миномет напоминал немецкий 50-мм образца 1936 года. Миномет Шамарина выполнен по так называемой «глухой схеме».

В этой конструкции все части смонтированы на опорной плите, он снабжен дистанционным краном с отводом газов вверх. Плита миномета штампосварная мембранного типа, к ней крепились три сошника.

Впрочем, по мнению некоторых военных историков, РМ-41 просто скопирован с ротного немецкого миномета.

Конструкция миномета была весьма проста и технологична. Всего с 1941-го по 1943 год их выпустили более 130 тысяч единиц – на нескольких предприятиях, в том числе и в механическом цеху Камышинского стеклотарного завода.

В 1943-м эти минометы были сняты с вооружения. Вполне возможно, что после войны поставлялись многочисленным «друзьям» Советского Союза.

Прочитать ещё

На сайте проекта «Сталинград» Росархива представлены снимки выдающегося советского фотографа Эммануила Евзерихина. Один под названием «Бронеавтомобиль у разрушенных зданий на площади Павших Борцов. Август 1942». На фото в центре Сталинграда - советский бронеавтомобиль БА-10М.
В Волгограде есть немало улиц, носящих имена героев Сталинградской битвы, совершивших подвиги на нашей земле красноармейцев и целых соединений (армий и дивизий), полководцев. Среди последних, пожалуй, «не повезло» лишь дважды Герою Советского Союза маршалу Николаю Ивановичу Крылову.