Так начинался завод-гигант
Одна из ярких страниц – строительство Сталинградского тракторного завода. Вот что вспоминал Владимир КУДРЯВЦЕВ, первый секретарь Тракторозаводского райкома комсомола в 1966-1969 годах:
– В середине 1926 года в знойной пустынной степи на северной окраине Сталинграда на берегу Волги был заложен первый камень будущего гиганта советской индустрии. На безлюдных 130 га, где росли лишь полынь да колючка, предстояло построить первый в СССР завод по выпуску тракторов.
Новый городской район еще не оформился, но появились котлованы, которые рыли в основном вручную. Сюда со всей страны съезжалась молодежь, и это были настоящие энтузиасты строительства новой жизни, ведь тут сложностей хватало.
Летом 1929 года началось возведение основных цехов предприятия. За беспрецедентной народной стройкой следила вся страна. Посетивший ее в августе того года Максим Горький восхищался «грандиознейшим» размахом и подвижническим трудом строителей.
Уже в 1928-м на Тракторострое была создана первая комсомольская ячейка, а в августе следующего года первая заводская комсомольская конференция избрала комитет ВЛКСМ во главе с Петром Плотниковым.
Трудности в строительстве, налаживании жизни и освоении производства были преогромные. Начальник строительства Василий Иванович Иванов встретился с генсеком ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым и сказал:
– Нужны люди. Нужны сейчас. Дайте нам отряд в семь тысяч. Сперва они будут строить, потом станут хозяевами умнейших станков.
Семитысячники, вперед!
ЦК ВЛКСМ 29 декабря 1929 года принял историческое постановление о призыве семи тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства СТЗ.
Семь тысяч молодых рабочих и крестьянской бедноты, в том числе из ближайших деревень, отправлялись на работу в город, где самоотверженно трудились в тяжелейших условиях, а многие потом стали «кадровым золотом» заводского коллектива.Эти без преувеличения героические люди, вошедшие в историю страны как комсомольцы-семитысячники, не только внесли бесценный вклад в экономическое развитие Родины, но и стали строителями новой жизни.
Кандидатуры добровольцев сначала рассматривали на комсомольских собраниях, затем в райкомах. Уже в первых числах января 1930 года в Сталинград прибыли первые вагоны с семитысячниками. Первое дело, за которое они взялись – настилка торцевых полов в цехах. Затем приступили к остеклению. Морозы стояли суровые, но это не остановило комсомольцев, хотя приходилось выходить на смену в стужу до минус 30 градусов.
Трудностей хватало: монтажники работали днем и ночью при свете прожекторов, жили в цехах, в бараках. Баня – одна на поселок в 60 тысяч человек. В ноябре 1930 года разразилась эпидемия тифа…
И все это преодолели. 17 июня 1930 года с главного конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1, который предназначался в подарок XVI съезду партии. Его назвали «Интернационал». Вел с конвейера машину молодой коммунист из комсомольцев Яков Френкель. Ликовали все. ЦК объявил День трактора, началось движение «Изучайте машину, берегите трактор».
Стахановские сутки
Завод, насыщенный энергией молодых, а по данным ЦК ВЛКСМ среди работающих на СТЗ их было 80%, осваивал новое, первое в стране поточное машиностроительное производство.
Трудностей меньше не становилось: не хватало опытных кадров, требовалось обучить массу молодых людей. Поэтому в Сталинграде были открыты механический институт, техникум, ФЗУ. Комсомольцы и молодежь, вчерашние деревенские ребята, осваивали новые профессии, учились работать на станках.
В 1932 году освоена проектная мощность завода – с конвейера сходило 144 трактора в сутки. Постепенно налаживался быт: возник полноценный городской район, где появились четырехэтажные жилые дома, кинотеатр, цирк, библиотека. Возводили Дворец культуры и парк. И надо ли уточнять, что все это руками молодых и для молодых.
Что волновало комсомольцев? С одной стороны, шла борьба со штурмовщиной, но боролись и за темпы освоения производства, увеличение выпуска машин. Завод поддержал всесоюзное стахановское движение. На СТЗ проводились «Стахановские сутки». Например, в январе 1936 года при норме 150 «железных коней» с конвейера сошло 210. Молодой завод заработал в полную силу, развивался усилиями новых поколений инженеров и квалифицированных рабочих.
В 1937-м они освоили выпуск нового СТЗ-НАТИ, а через два года 36-летний инженер Иван Иночкин изобрел и со своими коллегами внедрил на СТЗ первую в мире автоматическую линию в машиностроении. К 40-м годам завод выпустил 232 700 машин – более половины тракторного парка страны.
***
К началу Великой Отечественной завод освоил технологически сложную продукцию, приступил к выпуску Т-34 и артиллерийских тягачей СТЗ-5. А сами тракторостроители в войну защищали город, возводили оборонительные сооружения. Против врага встали все. Таков итог воспитания прохождением через горнила, подобные Тракторострою. Давайте этим гордиться.
Как воспитывали кадры?
Бюро комсомола завода ратовало за благоприятные жилищные условия и питание рабочих, объявило борьбу с рваческими настроениями, пьянством, дебошами, паникерством, «разлагающе действовавшими на здоровую часть молодых и других работников». Развивалось наставничество. Комсомольцы воевали за укрепление дисциплины.
Обычными были такие формы общественной работы, как собрания стахановцев, принятие отстающих «на буксир», Дни качества, публичное вручение «Ордена верблюда» отстающим и бракоделам. На Сталинградский тракторный, который гремел на всю страну, приезжали секретари ЦК ВЛКСМ, журналисты газеты «Правда». Со всей страны сюда присылали техническую литературу.