В отечественной военной истории ХХ столетия есть несколько артиллерийских орудий, которые принято называть легендарными. Первым в таком почетном списке стоят русские «трехдюймовки».

Орудийный калибр 3 дюйма соответствует калибру 76,2 мм. Почему мы говорим о них во множественном числе? Потому что под названием «трехдюймовка» понимают «семейство» отечественных 76‑миллиметровых пушек.

Первым орудием из этого «семейства» стала трехдюймовая полевая скорострельная пушка образца 1900 года, разработанная и выпускавшаяся на Путиловском заводе. Боевое крещение она прошла во время подавления так называемого «Боксерского восстания» в Китае.

С учетом опыта эксплуатации и производства была модернизирована и принята на вооружение как «3‑дюймовая скорострельная пушка образца 1902 года».

Участвовала во всех военных конфликтах нашей страны в первой половине ХХ столетия, начиная с русско-японской войны, и сразу получила высокую оценку.

К концу 20‑х годов стало очевидно, что орудие, хотя и составляло основу советской дивизионной артиллерии, морально устарело. Поэтому оно снова было модернизировано и принято на вооружение Красной Армии как «76‑мм дивизионная пушка образца 1902/30 годов».

Выпускалась пушка с 1931‑го по 1937‑й, она активно использовалась в боях начального периода Великой Отечественной. Хотя орудие и устарело к тому времени, но благодаря хорошей баллистике, простоте, надежности и ремонтопригодности конструкции могла использоваться достаточно эффективно.

Эти пушки участвовали и в Сталинградской битве. Ими вооружали и советские бронепоезда, построенные в предвоенные годы и в начальный период Великой Отечественной: такие составы с бронеплощадками ПЛ-37 участвовали в боях на всех этапах сражения на Волге. С выпуском более современных орудий, в частности, 76‑мм дивизионной пушки ЗИС-3 образца 1942 года, устаревшие орудия образца 1902/30 годов изымались. В 1945‑м они были сняты с вооружения. Увидеть легендарное семейство орудий можно лишь в нескольких музеях нашей страны.

Прочитать ещё

Фигура идейного вдохновителя плана «Уран» и «маршала Победы» Георгия Жукова с годами обросла большим количеством мифов. Особенно способствовали мифотворчеству две опалы – одна при Сталине, другая – при Хрущеве. В честь 121-й годовщины со дня рождения великого советского полководца развенчаем четыре основных мифа о нем.
С 10 по 31 января 1943 года известный советский живописец и график Константин Финогенов (1902-1989) работал в Сталинграде по заданию Главного политического управления РККА в частях 204‑й стрелковой дивизии. Как раз с 10 января дивизия, входившая в 64‑ю армию Донского фронта, в упорных боях сжимала кольцо окружения фашистов. Именно тогда художник сделал портрет сапера Василия Сонькина, отличившегося в бою. Наш военный обозреватель Александр Фолиев попытался выяснить судьбу изображенного на рисунке защитника Сталинграда.