В отечественной военной истории ХХ столетия есть несколько артиллерийских орудий, которые принято называть легендарными. Первым в таком почетном списке стоят русские «трехдюймовки».

Орудийный калибр 3 дюйма соответствует калибру 76,2 мм. Почему мы говорим о них во множественном числе? Потому что под названием «трехдюймовка» понимают «семейство» отечественных 76‑миллиметровых пушек.

Первым орудием из этого «семейства» стала трехдюймовая полевая скорострельная пушка образца 1900 года, разработанная и выпускавшаяся на Путиловском заводе. Боевое крещение она прошла во время подавления так называемого «Боксерского восстания» в Китае.

С учетом опыта эксплуатации и производства была модернизирована и принята на вооружение как «3‑дюймовая скорострельная пушка образца 1902 года».

Участвовала во всех военных конфликтах нашей страны в первой половине ХХ столетия, начиная с русско-японской войны, и сразу получила высокую оценку.

К концу 20‑х годов стало очевидно, что орудие, хотя и составляло основу советской дивизионной артиллерии, морально устарело. Поэтому оно снова было модернизировано и принято на вооружение Красной Армии как «76‑мм дивизионная пушка образца 1902/30 годов».

Выпускалась пушка с 1931‑го по 1937‑й, она активно использовалась в боях начального периода Великой Отечественной. Хотя орудие и устарело к тому времени, но благодаря хорошей баллистике, простоте, надежности и ремонтопригодности конструкции могла использоваться достаточно эффективно.

Эти пушки участвовали и в Сталинградской битве. Ими вооружали и советские бронепоезда, построенные в предвоенные годы и в начальный период Великой Отечественной: такие составы с бронеплощадками ПЛ-37 участвовали в боях на всех этапах сражения на Волге. С выпуском более современных орудий, в частности, 76‑мм дивизионной пушки ЗИС-3 образца 1942 года, устаревшие орудия образца 1902/30 годов изымались. В 1945‑м они были сняты с вооружения. Увидеть легендарное семейство орудий можно лишь в нескольких музеях нашей страны.

Прочитать ещё

Когда началась Сталинградская битва, Ване Безуглову было 15 лет. Его отец ушёл на фронт ещё в начале войны, а Ваню оставил в семье за старшего. В августе 1942 года для семьи настало страшное время - бомбёжки, голод, вечный страх и наглый, беспощадный враг, который по-хозяйски рыскал по городу.
Чаще всего художники изображали лучи прожекторов в картинах и гравюрах, посвященных самым напряженным периодам обороны Москвы или Ленинграда. Отечественные кинематографисты боевую работу прожектористов не менее сильно любили и любят показывать в фильмах о войне. Конечно, «метущиеся» или «рыскающие» яркие лучи на черном небе или сопровождение прожекторами самолета противника передавали напряженную атмосферу военного времени. О том, какой была фронтовая работа прожектористов на самом деле, рассказывает наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ.