Последний бой
В середине июля 1942‑го враг, захватив стратегически важную узловую станцию Морозовскую, что в Ростовской области, повернул основную ударную мощь в сталинградском направлении.
16 июля близ этой станции донской казак майор Михаил Николаевич Дмитриев – командир 1‑й эскадрильи 621‑го штурмового авиаполка 8‑й Воздушной армии – совершил первый в истории Сталинградского фронта наземный (огненный) таран.
Его самолет был сбит в воздушном бою. Но, падая в горящей уже машине, на бреющем полете Дмитриев протаранил колонну вражеских солдат и техники, которая шла на Сталинград.
В том месте был хутор, ныне не существующий. Самолет Дмитриева упал на крышу одного из домов. К месту падения сбежались хуторяне, а следом и гитлеровские офицеры.
Увидели – летчик висел вниз головой, зацепившись ногой за остов самолета. Он был еще жив. Гитлеровцы забрали у него планшет, сорвали с него летный комбинезон, сняли наручные часы. А местным жителям приказали закопать раненого летчика живым возле порога этого же дома.
Хуторяне это требование не выполнили, похоронили летчика, когда он умер, и не у дома, а в саду.
Мемориальный знак на месте подвига летчика Михаила Николаевича Дмитриева, здесь же он был первоначально похоронен.
А когда немцев из тех мест прогнали, они перезахоронили майора Дмитриева сперва на том же месте, где он совершил свой подвиг, а затем в братскую могилу хутора Общий Морозовского района Ростовской области.
Дом стал музеем
Музей в станице Кременской был основан в том самом месте, где жил когда‑то до войны Михаил Дмитриев вместе со своей большой семьей, в которой было 13 детей.
Жизнь разбросала их по всей стране и даже за ее пределы, вплоть до далекой Австралии. Их дом в станице понемногу приходил в упадок, и тогда группа активистов-станичников задумала создать в его стенах музей.
Обращались с запросами в Волгоградское региональное отделение Военно-исторического общества, ездили и в областной военкомат. В поисках родственников погибшего героя направляли запросы в Москву.
Так удалось найти живущую в столице 90‑летнюю племянницу Михаила Дмитриева.
Дом, в котором располагается музей истории станицы Кременской.
Дом, в котором семья Дмитриевых жила в Кременской, родственники Михаила Николаевича подарили станице для создания музея. Станичники в меру сил его восстановили. Побывали и в Ростовской области, в тех местах, где погиб их земляк.
Встретились там с местными педагогами, создавшими в Морозовской музей, посвященный военному времени, и дали им обещание, что через год у них, в станице Кременской, также будет собственный музей.
Татьяна Семенова, одна из создателей музея.
По зову памяти
Татьяна Семенова, одна из активистов, создававших музей, поначалу работала в детсаду воспитателем.
Затем ее избрали главой Кременского сельского поселения. Во многом благодаря усилиям Семеновой станичники получили средства, закупили на них все необходимое для оснащения музея.
– Воинский путь Михаила Николаевича Дмитриева начинался в городе Балашове Саратовской области, – рассказала Татьяна Семенова. – Там поначалу он был летчиком-инструктором Балашовского летного военного училища. Когда самолет Михаила сбили, у него оставалась возможность спастись. Но он совершил свой подвиг сознательно, чтобы доказать, что он верный сын своей Родины.
Ему тогда было 39 лет. Михаила Дмитриева тогда за подвиг представили к званию Героя Советского Союза. Но в то горячее время документы по назначению не дошли.
Братская могила в хуторе Общий Морозовского района Ростовской области, где был перезахоронен Михаил Дмитриев.
В сентябре 1942 года Михаил Дмитриев был награжден посмертно орденом Боевого Красного Знамени за подвиг, совершенный им ранее, на Калининском фронте, еще до начала Сталинградской битвы…
– Много станичников в годы войны ушло из Кременской на фронт, немногие из них вернулись. Память о них, как и о славном сыне Кременской летчике Михаиле Николаевиче Дмитриеве, и хранит наш музей. Эту память как эстафету принимают новые поколения станичников, – говорит Татьяна Семенова. – Мы надеемся, что имя и подвиг Михаила Дмитриева никогда не будут забыты…