81 год назад в Курской области гремела кровопролитная битва советских войск с фашистами. Курская дуга – такое наименование закрепилось за стратегическими оборонительной и двумя наступательными операциями Красной Армии с 5 июля по 23 августа 1943 года. В этих боях героически сражались соединения и части, отличившиеся в битве за Сталинград. Среди них – санинструктор, Герой Советского Союза Мария Боровиченко. Свой последний подвиг она совершила, когда ей не исполнилось еще и 18 лет. Сейчас, спустя 81 год, на курской земле вновь идут бои. Неонацисты пытаются захватить русские территории. И как тогда, в Великую Отечественную, противостоят им настоящие герои. Наш долг – помнить их всех, отважно защищавших Родину в 1941-1945-м, и сейчас, спустя 80 лет…

После школы – на фронт

Мария Боровиченко родилась 21 октября 1925 года в семье рабочего близ Киева в поселке Мышеловка. Из-за этого необычного названия ее малой родины бойцы на фронте окрестят ее Машенькой из Мышеловки. Но это будет позже…

В 1933‑м Машенька пошла в школу, а через 2 года семью постигло горе – умерла мама. Воспитывала Машу ее родная тетя Евдокия Бурлацкая. В 1941 году Машенька окончила 8 классов. Мечтала стать учителем или врачом, но все планы перечеркнула война.

Девушка поступила на курсы медсестер. Тем временем фронт накатывался все ближе и ближе, и вот уже в начале августа немцы ворвались на окраину Киева и заняли Мышеловку. Вместе с родным дядей она решила уйти через линию фронта. Но уйти просто так, «с пустыми руками», не хотела. Упросив знакомую выдать ее за свою родственницу, стала помогать немцу-повару на полевой кухне.

Отправляясь по улицам на огороды за укропом, луком и прочей зеленью, Машенька внимательно приглядывалась и запоминала расположение боевой техники врага, складов боеприпасов, пулеметных ячеек.

А еще вчерашняя школьница пристально разглядывала номера и знаки на бортах автомашин и танков. И только когда все узнала и запомнила, они вместе с дядей покинули укрытие (старую голубятню) и ночью перешли линию фронта.

Советские офицеры не могли поверить, что им удалось это сделать, так как пройти через позиции немцев было практически невозможно!

Наверное, уже этой ценной информации было бы достаточно в биографии Машеньки и хватило бы для воспоминаний на долгие годы, так как наша артиллерия «накрыла» все указанные цели! Но когда комбриг полковник Александр Родимцев, прославившийся потом во время Сталинградской битвы командир штурмовиков, приказал отправить девочку в тыл, она страшно разозлилась. Сказала: не затем они сюда пробивались.

Так 11 августа 1941‑го в 1-м батальоне 5‑й воздушно-десантной бригады появилась 15‑летняя санинструктор Мария Боровиченко. А уже 13 августа в бою у Киевского сельхозинститута Машенька вынесла из‑под огня восьмерых солдат, при этом застрелив двух фашистов, спасая комбата Симкина.

В дальнейшем Мария воевала не менее отважно, причем нередко не только как медсестра, но и как разведчица, помогала отбивать атаки врага пулеметному расчету или сама стреляла из автомата…

Курск – Сталинград – Курск…

В октябре 1941‑го десантники Родимцева оказались в Тимском районе Курской области. 29 октября на подступах к городу Тим был получен приказ перейти к обороне на рубеже Тим – Второе Выгорное – Третье Выгорное.

Над кручей Тимской горы по гребням оврагов, на околицах сел бойцы рыли окопы и траншеи. 19–20 ноября противник начал наступление.

Это была господствующая высота, очень важный в оперативно-тактическом отношении опорный пункт. Наши десантники дрались отчаянно.

Но у них почти не было артиллерии, а противник наступал при поддержке тяжелой техники – танков и бронетранспортеров. Поэтому подразделения бригады были вынуждены отойти за речку Тим во Второе Выгорное, где и остановили врага.

После обороны Тима бригаду пополнили личным составом и вооружением и развернули в 87‑ю стрелковую дивизию – теперь уже воины Родимцева сражались на земле Черемисиновского района Курской же области.

Под Черемисиново 19 января 1942‑го дивизия была преобразована в 13‑ю гвардейскую стрелковую, и, когда фронт установился, ее перебросили в Сталинград.

Бои за волжскую твердыню прославили и обессмертили навечно воинов Родимцева. Всю Сталинградскую битву провоевала на передовой и Мария Боровиченко. 14 февраля 1943‑го ее наградили медалью «За боевые заслуги».

Последний бой

Многие части, участвовавшие в битве на Волге, весной-летом 1943 года направляли в район Орловско-Курского выступа. Так 13‑я гвардейская снова оказалась на курской земле, перекрыв опорниками своих полков и батальонов подступы к городу Обоянь. Через него гитлеровцы пытались прорваться к Курску. 5 июля начались кровопролитные бои. Со своей воинской частью гвардии сержант Боровиченко находилась в Ивнянском районе, несколько южнее Обояни.

14 июля во время боя Машенька выносила с переднего края лейтенанта Корниенко. Не заметила, как фашистские танки, прорвавшиеся через окопы пехотинцев в глубину опорника, под огнем нашей артиллерии повернули назад.

Когда Машенька увидела врага, было уже поздно – она поняла, что не успеет оттащить офицера в укрытие. Танк выстрелил. А девушка прикрыла собой раненого бойца. Осколок снаряда пробил сердце Марии…

***

В 1963‑м в журнале «Юность» Александр Родимцев опубликовал документальную повесть «Машенька из Мышеловки». Позднее по ней был снят художественный фильм «Нет неизвестных солдат». И только 6 мая 1965 года – не без усилий того же Родимцева – Марии Боровиченко посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Прочитать ещё

15 февраля воины-интернационалисты отметили 32‑ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Говорят, время лечит, однако воинам-афганцам до сих пор сложно вспоминать пережитое. Один из них – волгоградец, ветеран контрразведки Евгений Кашуба, возглавлявший в Афгане особый отдел КГБ СССР 108‑й мотострелковой дивизии – самой боевой и самой огненной из всех, сражавшихся в Афганистане. Он вернулся в СССР поседевшим. А через месяц после возвращения ему вручили орден Красной Звезды.
Елена Викторовна Стаховская из подмосковного города Мытищи передала в редакцию «Сталинградской правды» мемуары своего деда Алексея Яковлевича Артаева (04.04.1922 – 20.07.1980). Фронтовик решил записать то, что видел осенью 1942-го в Сталинграде.