Во время битвы на Волге в нашей области действовало около 20 гитлеровских аэродромов. Один из них – объект под названием «Питомник». Особо засекреченный аэродром был способен принимать тяжелые транспортные самолеты «Люфтваффе» в неограниченном количестве. Опытный поисковик Лев Ольховой установил точное местонахождение объекта и готов рассказать его историю.

У поселка Питомник

В сентябре 1942‑го после соединения с 4‑й танковой армией Готта, 6‑я полевая армия Паулюса захватила небольшой поселок Питомник, что в 15 км к западу от Сталинграда. В 5 км севернее от него немцы построили секретный объект.

– Первый аэродром, который использовали гитлеровцы на подступах к Сталинграду, был в Гумраке, – рассказал Лев Ольховой.

Замаскированный объект в Питомнике возвели позже – по словам поисковика, проложенная немцами асфальтовая дорога от Гумрака до Питомника сохранилась до наших дней.

Дорога, построенная немцами от Гумрака до аэродрома «Питомник», сохранилась до сих пор.

«Питомник» был единственным в наших краях аэродромом, располагавшим железобетонной взлетно-посадочной полосой длиной 1,5 км, которая позволяла принимать тяжелые «Хейнкели» и «Юнкерсы».

Эти самолеты доставляли окруженной немецкой группировке грузы и вывозили раненых. «Питомник» построили в голой степи, вдалеке от железной дороги – чтобы затруднить поиск нашим бомбардировщикам. Обнаружить и пробиться к нему советской авиации было крайне сложно.

Поэтому он стал основным для снабжения сталинградской группировки немцев. Аэродромом в Гумраке гитлеровцы пользоваться не могли – территория вокруг него была заминирована, к нему вела железная дорога, и наши его постоянно бомбили.

Советские воины у трофейных самолетов после взятия «Питомника», 1943 год.

Сердце немецкой армии

По словам Льва Ольхового, гитлеровцы не случайно называли аэродром «Питомник» сердцем 6‑й полевой армии. Там были штабы, узлы связи, интендантство и огромные склады с продуктами.

Там же располагался и эвакогоспиталь, куда немцы свозили из‑под Сталинграда раненых и больных для последующей их эвакуации по воздуху.

Аэродром был оснащен мощной системой ПВО, его защищала 3‑я эскадра «Удет», переброшенная под Сталинград с Кубани в сентябре 1942‑го.

В первой декаде января 1943 года наши войска начали операцию «Кольцо». После мощной артподготовки они атаковали западную часть оборонительных позиций 6‑й армии Паулюса.


Немецкий самолет возвращается на аэродром «Питомник», зима 1942-43 годов.

В те дни по так называемой «дороге смерти» из Сталинграда к «Питомнику» потянулись раненые, отчаявшиеся немецкие солдаты.

Желающих улететь из окружения было несоизмеримо больше, чем могли забрать с трудом приземлявшиеся там самолеты. Остановить драки обезумевших немцев за места на борту не могли даже вооруженные полевые жандармы.

Эвакуация раненых немцев с аэродрома «Питомник», 1942 год.

Оставшиеся в «Питомнике» немцы умирали на аэродроме от ран либо замерзали прямо на взлетке.

Осколок войны

Где же конкретно находился «Питомник»? Поиску ответа на этот вопрос Лев Ольховой посвятил много лет.

– Где только я ни побывал, пытаясь обнаружить аэродром, – говорит поисковик. - Ездил на своем автомобиле по степи, сверял местность с картами военного времени, найденными в Сети, и все-таки нашел это засекреченное место!

– Бетонных плит там теперь не осталось, видимо, их вывернули после битвы на Волге и они были использованы для строительства в послевоенном Сталинграде, – рассказывает Лев Ольховой.

Поисковик Лев Ольховой изучает военную историю.

Вот почему так долго никто не знал, где находился аэродром! Но следы плит четко видны на спутниковых снимках, как и воронки от бомб, они сохранились, их никто не засыпал.

– Наконец мне удалось определить точное расположение аэродрома, – говорит Лев Ольховой. – Находился он в восьми километрах южнее и 3,5 километра восточнее нынешнего аэропорта Гумрак.

Волгоградец нашел там даже кусок стеклянного сигнального светильника взлетно-посадочной полосы.

Так благодаря стараниям нашего земляка восстановлена еще одна страница истории Сталинградской битвы.

Из воспоминаний очевидцев

16 января 1943 года «Питомник» заняли наши войска. Свыше 300 самолетов, 17 тысяч единиц техники  располагались ровными квадратами и шпалерами, как огромный город. То, что увидели наши разведчики на аэродроме, хорошо описано в книге «160 страниц из солдатского дневника» одного из участников этих событий Мансура Абдулина:

«Сколько жив буду, не забыть мне то аэродромное поле в Питомнике. Фашисты свезли сюда своих раненых, но эвакуировать в Германию их не успели. Раненые погибали, замерзая на запорошенном снегом бетоне.

В таких контейнерах-«сигарах» немцы пытались с «Питомника» доставлять необходимые грузы окруженной группировке Паулюса.

 

Некоторые из них ползли по аэродромному полю, опираясь на руки, с которых уже отвалились пальцы. Смотрит на меня тускнеющими глазами немец, у которого носа практически нет и лицо отморожено, худой и обросший, у которого еще не смерзся мозг и еще еле-еле бьется сердце. Вынести не могу, как мучается человек, взглядом вымаливая пулю, но добить его не поднимается рука.

Один наш солдат так же испуганно, как я, смотрит в глаза немцу, стоящему на четвереньках. Оба смотрят то в глаза друг другу, то на пистолет, который в руках у солдата. Немец даже кивнуть не может, настолько закоченел. Глазами моргнул: «Да…» Солдат выстрелил ему в висок. Немец уже мертвый, а не падает – настолько смерзся. Стоит на четвереньках, как козлина, и из пробитой головы не идет кровь...»

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Прочитать ещё

«Сталинградка» продолжает публикацию материалов, посвященных 100‑летию Северо-Кавказского (и его наследника и продолжателя славных традиций – Южного) военного округа. Напомним, дата будет отмечаться 4 мая 2018 года. О первых командующих войсками СКВО, а ныне – ЮВО, нашему военному обозревателю Александру ФОЛИЕВУ рассказала сотрудник музея истории СКВО-ЮВО из Ростова-на-Дону Марина АНТИПОВА.
О жизни и подвиге первой женщины-сталевара в СССР Ольги Ковалевой.