...Петр Маринин принадлежит к тому поколению, которое с лихвой хлебнуло тяготы военных лет. Уроженец хутора Пухов Логовского (ныне Иловлинского) района Сталинградской области, крестьянский сын, Петр с мамой после смерти отца переехал в рабочий поселок Лог.
22 июня 1941 года, как и все, 13‑летний мальчишка услышал из репродуктора голос Левитана: на рассвете гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР. Страшная весть. И сегодня Петр Иванович помнит грохот бомбежек. Немцы бомбили часто.
Поселок попал в прифронтовую зону, линия фронта пролегала в 15 километрах. Погибало гражданское население. Однажды с лица земли смертоносным огнем смело целую улицу: немецкая бомба угодила прямо в вагон со снарядами.
За доблестный труд– Время было тяжелейшее, немец рвался к станции Лог, но никто не падал духом, – вспоминает Петр Иванович. – Нас, пацанов, было человек шесть одногодок, которых собрали и организовали сапожную мастерскую. Мы ремонтировали старую обувь, ведь носить тогда было совсем нечего.
А еще он до сих пор помнит 17–18‑летних девчонок, которые, не щадя своих сил, трудились на машинно-тракторных станциях вместо ушедших на фронт мужчин.
– Тогда были колесные трактора, их заводили рукояткой – в одиночку ее девчонке не скрутить, – объясняет Маринин. – И вот зимой – стужа и сквозняки, летом – зной, а эти девочки в замасленных фуфайках, голодные, работают на пределе сил. Они и сейчас у меня перед глазами... Все, кто трудился тогда в тылу, кто давал хлеб, истинные подвижники и патриоты. Об этом нельзя забывать!
Школа в поселке откры лась в январе 1944 года, но учились подростки от случая к случаю. В остальное время старшеклассники своими силами ремонтировали полуразрушенное и практически не отапливаемое школьное здание.
А еще через год Петр Маринин начал свою трудовую биографию – сначала на МТС нормировщиком, потом водителем. Окончил Урюпинскую школу механизации сельского хозяйства. В те годы рабочие руки были нужны как воздух, и молодежь никакой работы не боялась.
Трудовые заслуги Петра Ивановича Маринина в годы войны отмечены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1948 году его призвали в армию. Срочную службу он проходил в танковых войсках. После окончания Львовского военно-политического училища служил в группе советских войск в Германии. Демобилизовавшись, Маринин работал инструктором политотдела в Арчединском отделении Приволжской железной дороги, заведующим отделом культуры исполкома Фроловского райсовета. И… решил поступать в вуз.
Юрист «победил» историка– Сначала я хотел идти в педагогический институт на исторический факультет, – рассказывает Петр Иванович. – А потом ростовский университет объявил дополнительный набор, и я в 1958‑м поступил на заочное отделение университета в Ростове-на-Дону. Поскольку я окончил вечернюю школу с золотой медалью, меня приняли без экзаменов. Так я стал юристом.
Непростое это было студенчество. Инструктор Фроловского райкома партии по зонам МТС, Маринин все время пропадал в командировках. Иногда даже ночевал в подшефных колхозах. Времени на подготовку почти не было, все наверстывал на занятиях. А на пятом курсе университета он поступил на службу в прокуратуру Волгоградской области, которой на разных постах отдал четверть века.
– Во Фролово освободилась должность помощника прокурора района, и я из райкома перешел на это место. Потом три месяца исполнял обязанности прокурора района, откуда меня перевели в областную прокуратуру. Тут я уже работал прокурором в отделе общего надзора, прокурором по рассмотрению в судах уголовных дел.
Высокая ответственность, требовательность и принципиальность, умение оперативно принимать решения – благодаря этим качествам Петр Иванович завоевал у коллег авторитет и репутацию отличного профессионала. После того как Маринин десять лет отработал в аппарате, его назначали прокурором Советского района.
Убедить райкомРайон тогда только организовывался (бывший Советский был «разукрупнен», его территорию разделили на две административных единицы – Советский и Ворошиловский). Фактически новый руководитель с нуля создавал прокуратуру Советского района.
– Я вел прием граждан два раза в неделю, слышал много жалоб, в основном мы защищали интересы людей, – объясняет ветеран прокуратуры. – Проблемы рядового человека принимались во внимание: обычно они были связаны с нарушением прав граждан, с трудовыми спорами. Незаконные увольнения, штрафы…
Он вспоминает: всякое бывало, но на каждую жалобу старались реагировать, разбирались.
В 1970–80‑е в Советском районе активно работали предприятия в основном легкой промышленности – чулочно-трикотажная фабрика, обувная фабрика, кожевенный завод.
– Мы много занимались проблемой выпуска недоброкачественной продукции, привлекая виновных к ответственности, – вспоминает ветеран. – Если сравнивать работу прокурора сейчас и тогда, то объем задач сейчас, конечно, несравнимо больше, а вот некоторых сложностей, с которыми тогда мы сталкивались, теперь нет.
Прокурор был подконтролен райкому партии. Чтобы наказать нерадивого руководителя, прежде надо было, чтобы райком дал на это добро. Возникали напряженные ситуации, когда партийный чиновник стоял на том, чтобы директора «не трогать», а прокурор считал, что действует по закону и справедливости, и отстаивал свою позицию.
Неравнодушный прокурор– Так вот однажды мы настояли на привлечении директора фабрики к административной ответственности, – рассказывает Маринин. – Приходилось и спорить, и общий язык находить. Обычно нам удавалось достичь взаимопонимания, убедить, что именно такое решение необходимо, что это государственное дело. Потому особых обид не было.
Маринин лично участвовал и в судебных процессах.
– У меня по 70 дел выходило в месяц, я любил эту работу, любил заниматься и общим надзором, то есть проверять, как исполняется закон, например, непосредственно руководителями предприятий, – расказывает Петр Иванович.
Ему часто приходилось представительствовать в судах по гражданским и уголовным делам. Правда, говорит, тяжких преступлений в те годы было гораздо меньше.
– Криминальная ситуация была намного спокойнее, – объясняет Петр Иванович. – Судите сами: во вновь образованном Советском районе совершалось всего три умышленных убийства в год (!), а сейчас, насколько я знаю, бывает примерно раз в десять больше. Это, конечно, не радует. А тогда мы много занимались профилактикой преступности, часто выходили в трудовые коллективы, в школы. Я сам десятки раз выступал на таких собраниях. Считал своим долгом анализировать ситуацию с правонарушениями.
Рабочая нагрузка у Маринина всегда была огромной. Но это, говорит он сам, нормально, в порядке вещей: если хочешь служить людям и закону на совесть, по-другому нельзя.
У него с коллегами редко когда бывал 8‑часовой рабочий день. В основном пропадали на службе по 10-12 часов. И субботу, и воскресенье тоже прихватывали. Маринин трудился, отдавая все силы профессии. Здоровье не выдержало – случился инсульт, но и после болезни он рвался на службу...
– Когда я понял, что мне не хватает прежних сил для стопроцентного исполнения обязанностей – а по-другому, я считаю, просто нельзя – я принял однозначное решение, сам подал рапорт об увольнении, и несмотря на возражения руководства, в 1988 году ушел на пенсию, – говорит Маринин.
Но делами заниматься не перестал – работал юрисконсультом. И только сейчас, в 90 лет(!) он позволил себе все свободное время посвящать семье. У него уже два правнука, а внук пошел по стопам деда, выбрав профессию юриста.
Петр Иванович с дочерью.На вопрос, как в его годы удается сохранять бодрость и молодость духа, отвечает:
– Ни в чем себя не ограничиваю, в еде особенно. Но не курил и не курю, спиртным не увлекаюсь. А вот физическую активность приветствую. Мое хобби – дача, огород. Недавно вот посадил тыквы, арбузы.
Оглядываясь на прожитые годы, он говорит:
– Жалею только о том, что рано потерял близких и любимых людей. Но мне повезло, что у меня в жизни было дело, которому я служил с полной отдачей. Это большая удача. Я желаю такой работы всем молодым.