На сайте проекта «Сталинград» Росархива представлены снимки выдающегося советского фотографа Эммануила Евзерихина. Один под названием «Бронеавтомобиль у разрушенных зданий на площади Павших Борцов. Август 1942». На фото в центре Сталинграда - советский бронеавтомобиль БА-10М.

О применении советских бронеавтомобилей во время Сталинградской битвы, на мой взгляд, написано мало. Советский средний броневой автомобиль БА-10 был разработан в 1937 году в конструкторском бюро Ижорского завода (город Колпино).

Базой для него стал модернизированный трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 6‑10 мм. Две пары задних колес были ведущими, передние – управляемыми. Экипаж – четыре человека: водитель, командир машины, наводчик и пулеметчик.

Боевая масса бронеавтомобиля была почти 5,14 тонны. Двигатель М-1 мощностью 50 лошадиных сил позволял двигаться по шоссе со скоростью до 53 км / ч.

Запас хода по шоссе составлял 260 километров, а по пересеченной местности – 200. Вооружение – 45‑мм танковая пушка 20К, два 7,62‑мм пулемета ДТ – позволяло вести борьбу с танками, бронемашиной и пехотой противника. В 1938 году бронеавтомобиль под названием БА-10А был принят на вооружение Красной Армии и запущен в производство. Годом позже, с учетом опыта боевой эксплуатации, бронеавтомобиль был модернизирован и поэтому стал называться БА-10М.

На базе бронеавтомобиля была разработана разведывательная бронедрезина БА-10жд, часть из которых включалась в состав дивизионов бронепоездов. Всего с 1938‑го по 1941 год Ижорским заводом был выпущен 3291 бронеавтомобиль БА-10 и БА-10М.

По свидетельству историков отечественного вооружения, БА-10 был «самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки, а также самым массовым средним бронеавтомобилем».

К сожалению, мы не сможем узнать, какой воинской части принадлежал изображенный на фотографии БА-10М. По законам военного времени открытые наименования соединений и частей Красной Армии категорически запрещалось сообщать в печати: противники во время войны следили за газетами и журналами с пристальным вниманием.

Эти бронеавтомобили участвовали в боях на Халхин-Голе, в Польском походе 1939 года, во время войны с Финляндией, на всем протяжении Великой Отечественной войны и в войне с Японией.

Ими чаще всего были укомплектованы разведывательные подразделения кавалерийских дивизий. В конце войны бронеавтомобили БА-10 использовались в ротах охраны штабов фронтов или армий и как машины для офицеров связи.

После окончания Сталинградской битвы дивизии и армии образованной Сталинградской группы войск имели в своем составе несколько десятков бронеавтомобилей различных марок.

После Великой Отечественной бронеавтомобили были сняты с вооружения и большей частью отправлены на переплавку. 11 машин переданы в армию Монгольской Народной Республики. Трофейные БА-10 использовались армией Финляндии и германским вермахтом. Поэтому сегодня их можно увидеть в военных музеях Финляндии.

В отечественных музеях подлинных бронеавтомобилей БА-10М нет.

Прочитать ещё

С 1877 года калибры стрелкового оружия и арторудий в Русской императорской армии начали выражать в линейных мерах – дюймах (это 2,54 см) и линиях (2,54 мм). Артиллерийские орудия стали называться 3-, 5-, 6- и 8‑дюймовыми, а также 42- или 48‑линейными. Отсюда и название знаменитой винтовки Мосина – «трехлинейка».
Невелик хутор Лещев Ленинского района Волгоградской области, живут там по большей части дачники. Местных, коренных, не осталось и сотни, в основном – пенсионеры. Одна из них – 98‑летняя Александра Ивановна Москаленко, участница Великой битвы на Волге. Фронтовыми дорогами наша землячка прошла от Сталинграда до Восточной Пруссии, войну закончила в Кенигсберге.