Сразу хочется отметить: станции эти были отечественной разработки и производства. Впервые о них рассказали только в 1954 году. Тогда Министерство обороны СССР выпустило объемный научный труд – «Войска противовоздушной обороны в Великой Отечественной войне».
Вот небольшая цитата: «Силами постов ВНОС (Войска воздушного оповещения, наблюдения, связи. – Прим. авт.) была создана сеть постов целеуказания истребительной авиации, расположенных в основном западнее р. Волги. Кроме того, была сформирована 102‑я отдельная радиорота ВНОС, имевшая на вооружении три радиолокационные станции «Пегматит»; посты роты были расположены в районах Калача, Красноармейска и Абганерово».
Несколько лет эта книга была под грифом «секретно», поэтому содержание стало известно не так давно.
За год до начала войны – 26 июля 1940‑го – приказом наркома обороны СССР была принята на вооружение РЛС РУС-2 «Редут». Сокращение РУС происходит от «радиоулавливатель самолетов». Вся аппаратура станции, в зависимости от модификации и конструктивных особенностей, размещалась на трех или двух грузовых автомобилях. Несколько позже появился вариант станции РУС-2с – стационарный. Он получил новое название «Пегматит».
В стационарном варианте РЛС радиоаппаратура и агрегаты питания перевозились на прицепах в специальных укладочных ящиках любым транспортом. При развертывании поста антенна РЛС поднималась над землей на специальной мачте, а аппаратура и операторы располагались в укрытии – землянке или блиндаже. «Пегматит» позволял обнаруживать самолеты противника в зависимости от высоты полета на дальностях от 120 до 150 километров.
Добавим, что именно с РЛС «Редут» и «Пегматит» в 40‑х годах в нашей стране появились «словесные названия» отечественного оружия.
– В первые недели Сталинградской битвы основной задачей РЛС «Пегматит» стало обнаружение вражеских самолетов на дальних подступах к городу, – рассказали в Музее войск ПВО. – С конца августа, когда войска противника подошли непосредственно к окраинам Сталинграда, 102‑я отдельная радиорота ВНОС с двумя станциями была подчинена командиру 102‑й истребительной авиационной дивизии.
После передислокации на левый берег Волги, в Заволжье, ее станции стали использоваться уже и для наведения наших истребителей. Станции размещались в Баскунчаке и Эльтоне, в непосредственной близости от командных пунктов наших истребительных авиационных полков.
Сохранились свидетельства, что станции, несмотря на все технические и организационные сложности, весьма устойчиво – по 18–20 часов в сутки – и своевременно оповещали наши силы и средства ПВО о приближающихся самолетах противника. Конечно, прежде всего – наших истребителей.
На этом рисунке – аппаратная «Редута».
За годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено 607 единиц РЛС
РУС-2 различных вариантов и модификаций. К сожалению, до нашего времени по разным причинам не сохранился ни один подлинный образец. В военных музеях в лучшем случае можно увидеть модели автомобильного варианта станции. К тому же не самого лучшего исполнения. А о том, как выглядел первенец оте-чественной радиолокации, можно судить только по немногочисленным фотографиям.