Пусть кому-то покажется фантастикой, однако в составе сил и средств противовоздушной обороны Красной Армии в дни Сталинградской битвы использовались радиолокационные станции. Вот что выяснил наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ.

Сразу хочется отметить: станции эти были отечественной разработки и производства. Впервые о них рассказали только в 1954 году. Тогда Министерство обороны СССР выпустило объемный научный труд – «Войска противовоздушной обороны в Великой Отечественной войне».

Вот небольшая цитата: «Силами постов ВНОС (Войска воздушного оповещения, наблюдения, связи. – Прим. авт.) была создана сеть постов целеуказания истребительной авиации, расположенных в основном западнее р. Волги. Кроме того, была сформирована 102я отдельная радиорота ВНОС, имевшая на вооружении три радиолокационные станции «Пегматит»; посты роты были расположены в районах Калача, Красноармейска и Абганерово».

Несколько лет эта книга была под грифом «секретно», поэтому содержание стало известно не так давно.

За год до начала войны – 26 июля 1940‑го – приказом наркома обороны СССР была принята на вооружение РЛС РУС-2 «Редут». Сокращение РУС происходит от «радиоулавливатель самолетов». Вся аппаратура станции, в зависимости от модификации и конструктивных особенностей, размещалась на трех или двух грузовых автомобилях. Несколько позже появился вариант станции РУС-2с – стационарный. Он получил новое название «Пегматит».

В стационарном варианте РЛС радиоаппаратура и агрегаты питания перевозились на прицепах в специальных укладочных ящиках любым транспортом. При развертывании поста антенна РЛС поднималась над землей на специальной мачте, а аппаратура и операторы располагались в укрытии – землянке или блиндаже. «Пегматит» позволял обнаруживать самолеты противника в зависимости от высоты полета на дальностях от 120 до 150 километров.

Добавим, что именно с РЛС «Редут» и «Пегматит» в 40‑х годах в нашей стране появились «словесные названия» отечественного оружия.

– В первые недели Сталинградской битвы основной задачей РЛС «Пегматит» стало обнаружение вражеских самолетов на дальних подступах к городу, – рассказали в Музее войск ПВО. – С конца августа, когда войска противника подошли непосредственно к окраинам Сталинграда, 102я отдельная радиорота ВНОС с двумя станциями была подчинена командиру 102й истребительной авиационной дивизии.

После передислокации на левый берег Волги, в Заволжье, ее станции стали использоваться уже и для наведения наших истребителей. Станции размещались в Баскунчаке и Эльтоне, в непосредственной близости от командных пунктов наших истребительных авиационных полков.

Сохранились свидетельства, что станции, несмотря на все технические и организационные сложности, весьма устойчиво – по 18–20 часов в сутки – и своевременно оповещали наши силы и средства ПВО о приближающихся самолетах противника. Конечно, прежде всего – наших истребителей.

На этом рисунке – аппаратная «Редута».

За годы Великой Отечественной войны советской промышленностью было выпущено 607 единиц РЛС

РУС-2 различных вариантов и модификаций. К сожалению, до нашего времени по разным причинам не сохранился ни один подлинный образец. В военных музеях в лучшем случае можно увидеть модели автомобильного варианта станции. К тому же не самого лучшего исполнения. А о том, как выглядел первенец оте-чественной радиолокации, можно судить только по немногочисленным фотографиям.

Прочитать ещё

15 декабря 1942 года саратовский колхозник Ферапонт Головатый передал государству личные 100  000 рублей на постройку боевого самолета.
Это письмо к нам пришло из Брянской области. Внучка фронтовика Светлана Голикова рассказала, как искала сведения о без вести пропавшем во время Великой Отечественной войны Ефреме Ивановиче Черкасове. Не было известно ничего. Но поиски дали результат – семья узнала, что ее фронтовик погиб, защищая наш Сталинград. Это письмо о боли, о гордости и о памяти – если мы будем так же бережно из поколения в поколение хранить все то, что связано с историей и героями Великой Отечественной, подвиг наших победителей будет жить вечно.