Два тарана летчика Луганского
Вот как он сам об этом вспоминал: «...Нам навстречу литым хищным строем неслась группа «мессершмиттов», а чуть выше – «хейнкелей» (…) Стремительно, со страшной скоростью сближались истребители. (…) Нервы немца не выдержали. Когда до столкновения остались какие‑то секунды, он ловко нырнул вниз. Пойди он вверх или отверни в сторону, я расстрелял бы его в упор.
Однако немецкий летчик не учел одного: возможности тарана. Мой тяжелый самолет на полной скорости с такой силой ударил его левой плоскостью, что начисто снес стабилизатор. Потеряв управление, машина свалилась в штопор. Смотреть, выбросился ли летчик на парашюте, не было времени. Вокруг кипел бой, и секунды промедления могли дорого стоить. К тому же переправа была под нами…»
В сентябре 1943‑го Луганский тараном же сбил вражеский «хейнкель», теперь над Днепром. Во время войны Сергей Луганский совершил 390 вылетов, сбил 37 и 6 самолетов в групповом бою, в сентябре 1943‑го стал Героем Советского Союза, а в июне 1944‑го удостоен звания второй раз. Войну закончил в Берлине командиром авиаполка. В 1957-м ему было присвоено звание генерал-майора.
В запас уволился в 1964‑м, автор двух книг мемуаров: «На глубоких виражах» – несколько эпизодов из нее вошли в сценарий фильма «В бой идут одни «старики», в частности – линия летчика Александрова Кузнечика, и «Небо остается чистым». Жил после войны в Алма-Ате, умер 16 января 1977 года.
В 20 лет получил орден в Сталинграде
В полку у Попкова было прозвище Маэстро. Он родился 1 мая 1922 года в Москве. Окончил Чугуевскую военную авиашколу пилотов, а затем и Батайскую. С мая 1942-го – на фронте, в 5-м гвардейском истребительном авиаполку.
Участвовал в битве на Волге, 26 августа 1942-го неподалеку от Сталинграда сержант Попков вступил в бой с пятью вражескими истребителями, подбив три из них, в тот же день 20-летнего летчика наградили орденом Ленина.
За годы войны Попков совершил более 400 боевых вылетов, провел 117 боев, лично сбил 41 вражеский самолет – один тараном и один в группе. В первый раз звание Героя Советского Союза гвардии младшему лейтенанту Виталию Попкову присвоили 8 сентября 1943 года. А 27 июня 1945-го уже гвардии капитан и командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиаполка стал дважды Героем.
После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а позже – Академию Генерального штаба, находился на ответственной работе в Министерстве обороны СССР, с 1967-го – заслуженный военный летчик СССР.
Генерал-лейтенант авиации с 1968 года, с 1980-го – на преподавательской работе в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. После ухода в отставку, с 1989 года, занимался общественной деятельностью.
Его не стало 6 февраля 2010 года, похоронен герой на Новодевичьем кладбище в Москве.
Защищал родной город
15 сентября 1934-го призван в армию, в 1937-м окончил 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Участник советско-финской войны.
В Великой Отечественной командир авиазвена 33-го бомбардировочного полка лейтенант Ефремов воевал с самого первого дня, за бои на Украине в 1941-м был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
В самые сложные дни Сталинградской битвы совершал до 4 боевых вылетов за сутки.
30 августа 1942-го старший лейтенант Ефремов был награжден орденом Ленина. К февралю 1943-го командир эскадрильи 10-го гвардейского бомбардировочного авиаполка гвардии капитан Василий Ефремов совершил уже 293 боевых вылета.
1 мая 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. А меньше чем через полгода, 24 августа 1943-го, за 340 успешных боевых вылетов он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Осенью 1944-го направлен в Военно-воздушную академию, участвовал в Параде Победы. Служил на командных должностях, был летчиком-испытателем. Уволился в запас в ноябре 1960-го. Жил в Киеве.
5 октября 1967-го ему доверили нести факел с Вечным огнем на Мамаев курган во время открытия памятника. Василия Евремова не стало 19 августа 1990 года, он похоронен согласно завещанию на Мамаевом кургане, а в центре Волгограда ему установлен бюст.
Первая победа в Сталинградском небе
По эффективности – соотношению числа сбитых самолетов противника к числу проведенных воздушных боев – был лучшим среди всех летчиков-истребителей Второй мировой. Трижды в течение одного дня только Гулаеву удавалось сбить 4 самолета противника, дважды – по 3 и 7 раз – по 2.
Он родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской Черкасского округа Области Войска Донского – современной Ростовской области, после окончания Ростовского аэроклуба стал курсантом Сталинградского авиаучилища.
С декабря 1940‑го – летчик истребительного авиаполка в Западном особом военном округе. С января 1942-го на Воронежском фронте, затем на Сталинградском. Именно в горящем небе над Волгой Гулаев сбил первый вражеский самолет, и его наградой стала медаль «За оборону Сталинграда».
Особенно отличился летчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев в боях на Курской дуге в районе Белгорода – звание Героя Советского Союза замкомандира эскадрильи 27‑го истребительного авиаполка старшему лейтенанту Гулаеву присвоено 28 сентября 1943 года за 95 боевых вылетов, он сбил 13 самолетов лично и 5 в группе.
В начале 1944‑го Гулаев становится командиром эскадрильи. В бою на Украине во главе шестерки истребителей P-39 «Аэрокобра» он атаковал 27 бомбардировщиков, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты боя наши летчики уничтожили 11 машин, из них 5 – лично Гулаев. Второй медали «Золотая Звезда» он удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, где он лично сбил 42 самолета и 5 в группе. В одном из боев был тяжело ранен, но вернулся в строй.
До марта 1945‑го служил штурманом авиаполка, затем учился в Военно-воздушной академии, Академии Генштаба, с 1966‑го командовал 10‑й отдельной армией ПВО, с 1974 года – замглавкома войск ПВО.
В 1979‑м уволен в запас, жил в Москве, его не стало 27 сентября 1985 года.