Имя выдающегося советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова – в этом году исполнилось 130 лет со дня его рождения –вспоминают чаще всего как создателя самолета По-2, совершенно забыв, что именно его машины в предвоенные годы были основой истребительной авиации нашей страны, а самого конструктора называли королем истребителей.

Похож на чайку

До лета 1942 года большинство частей 102‑й авиационной истребительной дивизии, входившей в состав Сталинградского дивизионного, а затем и корпусного района ПВО, имели на вооружении именно самолеты И-15, И-153 и И-16. И-15 – «истребитель пятнадцатый», «легкий маневренный» –  создали в 1933 году. Это был полутораплан с характерным изломом центральной части верхнего крыла типа «чайка».

– На мой взгляд, надо говорить о серии самолетов И-15, так как  все последующие модели – И-15бис, И-153 – по сути, были результатом модернизации, – уточняет Михаил Кудинов, историк авиации, автор книги «Небо Сталинграда. Смертельная рана люфтваффе». – Возможно, благодаря конструктивной особенности верхнего крыла все поликарповские машины этой серии стали, так сказать, неофициально называться «Чайка».

Первый полет И-15 совершил в октябре 1933 года, его пилотировал легендарный летчик Валерий Чкалов.

Серийное производство началось в 1934‑м, а в Военно-воздушные силы (ВВС) Красной Армии он был принят в 1935 году.

– Новая машина превосходила по характеристикам все имеющиеся в СССР истребители, – говорит Михаил Кудинов.

Самолет был устойчив во всех режимах полета, прост в пилотировании и обладал хорошими взлетно-посадочными качествами, кроме того, имел высокую живучесть и хорошую ремонтопригодность, был не требователен к покрытию аэродромов и длине взлетно-посадочных полос.

После боев в Испании

Опыт эксплуатации И-15 в войсках и в условиях боевых действий, особенно в ходе боев в Испании, где он применялся в качестве истребителя, штурмовика и разведчика, выявили ряд недостатков.

Итог – модификация и появление И-15бис: летом 1937 года он совершил свой первый полет, а с 1938‑го началась его эксплуатация.

Воевал И-15бис вплоть до победного 1945-го. Его особенность – использование в  конструкции прямое верхнего крыла.

– На базе И-15бис в 1938 году создали 2-местный тренировочный истребитель ДИТ, – рассказывает историк авиации. – Он обладал теми же летными характеристиками, что и обычный И-15бис, и при этом был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Он опередил на десятки лет свое время, но, к сожалению, в серию не пошел.

В августе 1938‑го был изготовлен первый опытный самолет третьей модернизации И-153 с центропланом в виде чайки – именно эта деталь и дала название машине.

И-153 стал последним советским истребителем, созданным по схеме биплана. В войска он начал поступать с 1939 года.

Шли в лобовые атаки

К началу Великой Отечественной И-15, И-15бис и И-153, которых было много в частях ВВС, устарели и уступали новым отечественным и немецким машинам.

Но советские летчики, проявляя высочайшие мастерство и мужество, умело используя маневренные качества  машин и вооружение, одерживали победы даже над численно превосходящим противником.

Вот весьма характерный пример из истории битвы на Волге. 9 сентября 1942 года эскадрилья  629‑го иап 102‑й иад ПВО в составе 5 И-16 и 4 И-153 патрулировала над районами Сталинграда.

Обнаружив девять Ju 88 и Ju 87 под прикрытием Bf 109, группа И-16 выполнила лобовую атаку, не дожидаясь приближения бомбардировщиков к объектам.

Немецкие самолеты нарушили строй, вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели, и повернуть назад. В это время группа И-153 отвлекала истребители прикрытия на себя. Наши летчики, внимательно наблюдая за действиями противника, энергично маневрируя, снизились до 200 м и, применяя лобовые атаки, навязали врагу свою тактику боя.

Повторив несколько безуспешных атак, Bf 109 вынуждены были уйти вслед за бомбардировщиками.

– Возвращаясь с патрулирования, на подходе к своему аэродрому наши самолеты были атакованы семеркой Bf 109 сверху-сзади из облаков, – рассказывает Михаил Кудинов. – Один И-153 был подбит.

Имея преимущество в скорости и высоте, противник яростными атаками стремился нарушить строй наших истребителей и уничтожить их поочередно.

– Активно действуя, наши пилоты предпринимали контратаки в лоб, – продолжает Михаил Кудинов. – В одной из атак пилот И-153, используя высокую маневренность своего самолета, зашел в хвост Bf 109 и с малой дистанции сбил его. В этом же бою был уничтожен еще один истребитель противника.

Выполнив несколько безуспешных атак, немецкие летчики отступили.

«Пчелиный рой» в небе

– В советском исследовании 1943 года тактики истребительной авиации было отмечено, что осенью 1942 года в районе Сталинграда «Чайки» сбивали даже Bf 109G, – объясняет историк. – В нем же рекомендовалось применять на И-16 и И-153 реактивные снаряды, залпами по 4 снаряда с разным временем разрыва. В боях за Сталинград подразделения на истребителях И-16 и И-153 применяли особую тактику, названную «пчелиный рой».

В ходе боя эти истребители держались вместе, энергично маневрируя, поэтому они становились малоуязвимыми для противника, поскольку с любой стороны неприятеля встречал ответный огонь нескольких самолетов.

– Дольше других «Чаек» – до середины 1943 года – в боях участвовали истребители И-153, – говорит Михаил Кудинов.

А затем самолеты передали в запасные полки и летные училища для подготовки молодых пилотов.

Прочитать ещё

Датой начала советской космической эры принято считать   4   октября 1957 года. В этот день с полигона Тюра-Там, ставшего впоследствии космодромом Байконур, состоялся запуск первого искусственного спутника Земли.  Службе на космодроме Байконур, который еще называют «воротами вселенной», отдали силы немало наших земляков. С одним из «привратников космоса» Михаилом ЛЫГИНЫМ встретился наш обозреватель Александр ЛИТВИНОВ.
В 1942 году на вооружение Красной Армии поступила граната РГ-42 конструкции Сергея Коршунова. Граната сразу полюбилась бойцам Красной Армии в дни битвы на Волге и получила прозвище «сталинградка».