Имя выдающегося советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова – в этом году исполнилось 130 лет со дня его рождения –вспоминают чаще всего как создателя самолета По-2, совершенно забыв, что именно его машины в предвоенные годы были основой истребительной авиации нашей страны, а самого конструктора называли королем истребителей.

Похож на чайку

До лета 1942 года большинство частей 102‑й авиационной истребительной дивизии, входившей в состав Сталинградского дивизионного, а затем и корпусного района ПВО, имели на вооружении именно самолеты И-15, И-153 и И-16. И-15 – «истребитель пятнадцатый», «легкий маневренный» –  создали в 1933 году. Это был полутораплан с характерным изломом центральной части верхнего крыла типа «чайка».

– На мой взгляд, надо говорить о серии самолетов И-15, так как  все последующие модели – И-15бис, И-153 – по сути, были результатом модернизации, – уточняет Михаил Кудинов, историк авиации, автор книги «Небо Сталинграда. Смертельная рана люфтваффе». – Возможно, благодаря конструктивной особенности верхнего крыла все поликарповские машины этой серии стали, так сказать, неофициально называться «Чайка».

Первый полет И-15 совершил в октябре 1933 года, его пилотировал легендарный летчик Валерий Чкалов.

Серийное производство началось в 1934‑м, а в Военно-воздушные силы (ВВС) Красной Армии он был принят в 1935 году.

– Новая машина превосходила по характеристикам все имеющиеся в СССР истребители, – говорит Михаил Кудинов.

Самолет был устойчив во всех режимах полета, прост в пилотировании и обладал хорошими взлетно-посадочными качествами, кроме того, имел высокую живучесть и хорошую ремонтопригодность, был не требователен к покрытию аэродромов и длине взлетно-посадочных полос.

После боев в Испании

Опыт эксплуатации И-15 в войсках и в условиях боевых действий, особенно в ходе боев в Испании, где он применялся в качестве истребителя, штурмовика и разведчика, выявили ряд недостатков.

Итог – модификация и появление И-15бис: летом 1937 года он совершил свой первый полет, а с 1938‑го началась его эксплуатация.

Воевал И-15бис вплоть до победного 1945-го. Его особенность – использование в  конструкции прямое верхнего крыла.

– На базе И-15бис в 1938 году создали 2-местный тренировочный истребитель ДИТ, – рассказывает историк авиации. – Он обладал теми же летными характеристиками, что и обычный И-15бис, и при этом был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Он опередил на десятки лет свое время, но, к сожалению, в серию не пошел.

В августе 1938‑го был изготовлен первый опытный самолет третьей модернизации И-153 с центропланом в виде чайки – именно эта деталь и дала название машине.

И-153 стал последним советским истребителем, созданным по схеме биплана. В войска он начал поступать с 1939 года.

Шли в лобовые атаки

К началу Великой Отечественной И-15, И-15бис и И-153, которых было много в частях ВВС, устарели и уступали новым отечественным и немецким машинам.

Но советские летчики, проявляя высочайшие мастерство и мужество, умело используя маневренные качества  машин и вооружение, одерживали победы даже над численно превосходящим противником.

Вот весьма характерный пример из истории битвы на Волге. 9 сентября 1942 года эскадрилья  629‑го иап 102‑й иад ПВО в составе 5 И-16 и 4 И-153 патрулировала над районами Сталинграда.

Обнаружив девять Ju 88 и Ju 87 под прикрытием Bf 109, группа И-16 выполнила лобовую атаку, не дожидаясь приближения бомбардировщиков к объектам.

Немецкие самолеты нарушили строй, вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели, и повернуть назад. В это время группа И-153 отвлекала истребители прикрытия на себя. Наши летчики, внимательно наблюдая за действиями противника, энергично маневрируя, снизились до 200 м и, применяя лобовые атаки, навязали врагу свою тактику боя.

Повторив несколько безуспешных атак, Bf 109 вынуждены были уйти вслед за бомбардировщиками.

– Возвращаясь с патрулирования, на подходе к своему аэродрому наши самолеты были атакованы семеркой Bf 109 сверху-сзади из облаков, – рассказывает Михаил Кудинов. – Один И-153 был подбит.

Имея преимущество в скорости и высоте, противник яростными атаками стремился нарушить строй наших истребителей и уничтожить их поочередно.

– Активно действуя, наши пилоты предпринимали контратаки в лоб, – продолжает Михаил Кудинов. – В одной из атак пилот И-153, используя высокую маневренность своего самолета, зашел в хвост Bf 109 и с малой дистанции сбил его. В этом же бою был уничтожен еще один истребитель противника.

Выполнив несколько безуспешных атак, немецкие летчики отступили.

«Пчелиный рой» в небе

– В советском исследовании 1943 года тактики истребительной авиации было отмечено, что осенью 1942 года в районе Сталинграда «Чайки» сбивали даже Bf 109G, – объясняет историк. – В нем же рекомендовалось применять на И-16 и И-153 реактивные снаряды, залпами по 4 снаряда с разным временем разрыва. В боях за Сталинград подразделения на истребителях И-16 и И-153 применяли особую тактику, названную «пчелиный рой».

В ходе боя эти истребители держались вместе, энергично маневрируя, поэтому они становились малоуязвимыми для противника, поскольку с любой стороны неприятеля встречал ответный огонь нескольких самолетов.

– Дольше других «Чаек» – до середины 1943 года – в боях участвовали истребители И-153, – говорит Михаил Кудинов.

А затем самолеты передали в запасные полки и летные училища для подготовки молодых пилотов.

Прочитать ещё

В рамках развития мультимедийного проекта «виртуальный музей» залы и выставки Музея Победы стали доступны на мировых картах Google. Панорамные виртуальные туры по экспозициям размещены на Google maps, которые встроены во все мобильные устройства на любых операционных системах. Таким образом, владелец даже самого простого смартфона или планшета в любой точке мира, где есть интернет, может сегодня свободно совершить прогулку по Музею Победы в Москве.
О жизни и подвиге первой женщины-сталевара в СССР Ольги Ковалевой.