В советское время о тех странах, которые воевали вместе с фашистами против СССР, говорилось немного. Видимо, здесь на историческую науку оказала влияние большая политика. Но в свете последних событий в Европе и мире стоит еще раз напомнить о тех войсках, которые противостояли Красной Армии у стен Сталинграда.

ИТАЛИЯ

Италия вступила в войну против СССР 22 июня 1941 года. В августе на Восточный фронт был направлен Итальянский экспедиционный корпус в России (Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR) из 3 дивизий.

С июля 42‑го корпус сменил название на 8‑ю итальянскую армию или Armata Italiana in Russia / ARMIR («Итальянская армия в России»).

В Сталинградской битве 8‑я армия участвовала под командованием генерала армии Итало Гарибольди.На вооружении стояли 2850 ручных и 1400 станковых пулеметов, 1617 арторудий, 860 минометов, 19 противотанковых самоходных артустановок Semovente da 47 / 32 с пушкой калибра 47 мм и 55 легких танков.

В составе также были «именные» дивизии: пехотные «Пасубио», «Торино», «Сфорцеска», «Равенна», «Коссерия»; 3 альпийские – «Юлия», «Кунеэнзе» и «Тридентина», а также 3‑я кавалерийская дивизия «Принц Амедео герцог д`Аоста».

Вместе с 8‑й армией на фронт направили и 4 бригады «чернорубашечников» – вооруженные формирования из так называемой Добровольческой милиции национальной безопасности.

В боях участвовали итальянские истребители и транспортные самолеты. Командующий итальянскими ВВС на Восточном фронте бригадный генерал Энрико Пецци был сбит 29 декабря 1942 года, после начала операции «Малый Сатурн», в районе Чертково.

В первые – самые страшные для Сталинграда – месяцы битвы на Волге итальянцам удалось провести свою самую успешную операцию за всю Вторую мировую. 24 августа 1942 года их кавалерийский полк возле донского хутора Избушенский в конном строю атаковал и рассеял 812‑й стрелковый полк.

Но ровно через 4 месяца, к 24 декабря 42-го от 8‑й армии почти ничего не осталось – итальянцы были разгромлены нашей армией. Те немногие, кто выжил, отступали с немецкими и румынскими войсками.

В ходе контрнаступления красноармейцев попали в окружение почти 130 тыс. итальянцев: согласно их собственным источникам около 21 тыс. солдат и офицеров погибли под Сталинградом, более 60 тыс. попали в плен.

РУМЫНИЯ

Румыния объявила войну СССР 22 июня 1941 года. В район Сталинграда были направлены 3‑я пехотная армия общей численностью 163  700 человек под командованием генерал-лейтенанта Петре Думитреску (1882-1950), а также 4‑я пехотная армия численностью 75  580 человек под командованием генерал-лейтенанта Константина Константинеску (1884-1961).

В битве на Волге участвовали 235 самолетов румынских королевских ВВС, обеспечивавших поддержку 6‑й немецкой и 3‑й румынской армиям у излучины Дона.

Особенностями румынских войск было то, что в годы Второй мировой там практиковались физические наказания

для солдат. Кроме того, эти армии были плохо вооружены, хотя у них, в отличие от итальянцев и венгров, были не только легкие, но и средние танки Т-III и Т-IV. А еще под Сталинградом действовала вспомогательная румынская женская эскадрилья, прозванная «белой».

К концу ноября 42-го в сталинградский «котел» попали 6 пехотных и 1 кавалерийская румынские дивизии, а к концу января 43‑го румынские 3‑я и 4‑я армии были практически уничтожены, их общие потери – с 19 ноября 42‑го по 7 января 43-го – составили почти 160 тыс. погибшими, пропавшими без вести и ранеными.

Румынские вооруженные силы оказались не в состоянии восстановиться после таких катастрофических потерь и в дальнейшем вели только оборонительные бои на обратном пути в Румынию…

ВЕНГРИЯ

Венгрия вступила в войну против СССР 27 июня 1941 года, а через 3 дня ее войска перешли нашу границу.

В Сталинградской битве участвовала 250‑тысячная 2-я пехотная армия во главе с генерал-полковником Густавом Яни (1883-1947).

На вооружении стояли легкие танки и зенитные самоходные установки «40М Нимрод» с 40‑мм пушкой. Летом 1942‑го 2‑я пехотная армия была передана в состав группы армий «Б» и 24 июня 1942 года перешла в наступление против советских войск в ходе операции «Блау».

В июле армия вышла на рубеж Дона южнее Воронежа, там линия фронта стабилизировалась, и последующие полгода боевые действия сводились к попыткам венгерских войск захватить плацдармы на восточном берегу Дона и к борьбе против захвата и расширения советских плацдармов на его западном берегу.

В январе 43-го в ходе Острогожско-Россошанской операции венгерская армия понесла серьезные потери – с 12 января по 9 февраля 148 тыс. убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными. Венгры потеряли 80 % оружия, боевой техники и снаряжения. Из 200 тыс. солдат и офицеров, штурмующих Сталинград, домой вернулись 30 тыс. Гибель 2‑й армии вошла в историю Венгрии под названием «Воронежское бедствие».

ХОРВАТИЯ

В состав фашистского вермахта в Сталинграде входил 369‑й усиленный хорватский пехотный полк численностью 3895 солдат и офицеров.

Хорваты носили германскую униформу и использовали германские знаки отличия, их можно было узнать по нарукавной нашивке на левой руке с красно-белыми шашечками и надписью Hrvatska (Хорватия), такой же знак был и на касках.

В сентябре 42-го хорваты участвовали в уличных боях в Сталинграде – в районах Мамаева кургана и завода «Красный Октябрь». Но уже к 3 ноября в строю оставалось у них всего 4 офицера и 187 солдат. Через 3 дня полк был расформирован и влит в 212‑й немецкий, но в конце концов сгинул в сталинградском «котле».

23 января 43-го были эвакуированы 18 раненых хорватов, в том числе и сержант Юрич, который вывез с собой журнал боевых действий 369‑го полка, а 2 февраля последние 70 человек этого подразделения во главе с артиллерийским подполковником Марко Месичем – он возглавлял полк всего 12 дней – сдались в плен.

ЭСТОНИЯ

В сталинградских боях «отметился» 36‑й батальон шуцманшафта «Аренсбург» из Тарту (Эстония).

Шуцманшафт – это «охранные команды», в годы Второй мировой входившие в состав вспомогательной полиции фашистской Германии на оккупированных территориях.

Эти карательные батальоны действовали под непосредственным командованием немцев.Считается, что из 36‑го эстонского батальона в Сталинграде погибли 39 человек, около 10 пропали без вести и около 100 были ранены. В начале января 43‑го подразделение вывели в глубокий тыл, а вскоре расформировали.

ПОСЛЕ СТАЛИНГРАДА

Поражение Германии в Сталинграде стало и началом «кризиса» в отношениях с сателлитами, часть из них вошла в антигитлеровскую коалицию. 25 июля 43-го пал режим Муссолини, 8 сентября новое правительство заключило перемирие с США и Великобританией, а 13 октября Королевство Италия объявило войну Германии.

Это сказалось на судьбе итальянцев, уцелевших в битве на Волге: поначалу немцы разместили их в Польше и на Украине, используя на тыловых работах, а осенью 43‑го загнали в лагеря и устроили массовые казни, расстреляв более 30 тыс. человек…

Крах двух румынских армий под Сталинградом произвел сильнейшее моральное воздействие – впервые проявилось недовольство политикой Антонеску, и 23 августа 44-го в Румынии произошел госпереворот.

С осени в освобождении Румынии вместе с войсками 2‑го Украинского фронта участвовали и 2 румынские армии и авиакорпус. В дальнейшем румыны участвовали в Будапештской, Западно-Карпатской и Пражской операциях.

В Венгрии коалиционное правительство в декабре 44-го объявило войну Германии, а 20 января 45‑го заключило перемирие с СССР и Западом. Из венгров, перешедших на сторону СССР, сформировали Будайский добровольческий полк.

Прочитать ещё

Здравствующих ныне ветеранов Великой Отечественной войны осталось до обидного мало. А участников Сталинградской битвы среди них вообще несколько десятков. Нашему военному обозревателю Александру Фолиеву, как он сам признается, несказанно повезло: он встретился в Санкт-Петербурге с одним из этих фронтовиков – Аркадием Давидовичем Забежинским, которому в апреле 2023-го исполнился 101 год.
8 сентября 1942 года под Сталинградом, выполняя свой первый (!) боевой вылет, 19‑летний старший сержант Борис Гомолко (позывной «Чайка-3») пошел на таран фашистского бомбардировщика. А уже на земле взял одного из немецких пилотов в плен, а другого расстрелял. За этот подвиг Борис Гомолко был представлен к званию Героя Советского Союза. Судьбу отважного летчика проследил наш военный обозреватель Александр Фолиев.