Стеклянная артиллерия
Как известно, с первых дней войны бойцам Красной Армии катастрофически не хватало оружия. Склады, сосредоточенные у границы, были уничтожены или захвачены противником. У пехоты часто не было даже противотанковых гранат. Ребром встал вопрос – как бороться с немецкими танками? Тогда солдаты и командиры, прошедшие школу испанской войны и зимней финской кампании, вспомнили о бутылках с зажигательной смесью, и уже в первую неделю боев «стеклянная артиллерия» Красной Армии нанесла танковым войскам вермахта значительный урон.
В Сталинграде в бутылки заливали жидкость КС (тип зажигательной жидкости, применяемый в огнеметах, зажигательных ампулах и «коктейлях Молотова»), которая самовозгоралась на воздухе. Горела жидкость полторы-три минуты ярким пламенем с большим количеством белого дыма, создавая температуру порядка 800‑1000 градусов по Цельсию.
Батальоны химической защиты создавали целые поля противотанковых огневых бутылочных заграждений. Сведения об этом есть в наградном листе начальника военно-химического управления Южного фронта полковника Федора Михайлуса, под личным руководством которого батальоны химзащиты создали перед передним краем 57‑й армии и на левом фланге 64‑й 23 поля противотанковых огневых бутылочных заграждений.
«В короткий срок на базе местной промышленности произвели тысячи зажигательных бутылок и подвезли непосредственно в части. Благодаря этим мероприятиям огнеметно-зажигательными средствами уничтожено 172 танка, 8 бронемашин, 40 транспортных машин и до 700 солдат и офицеров противника».
Генерал Федор Михайлус. Бутылка с зажигательной смесью в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва».Грозный огонь фугасов
Считается, что огневые заграждения, или «миноогнефугасы», широко применялись на Западном фронте в 1941 году, в ходе битвы за Москву. Обычно они представляли собой ямы, отрытые перед передним краем обороны или на танкоопасных направлениях, в которые укладывались по два-три десятка зажигательных бутылок.
В действие огневые заграждения приводились подрывом небольших зарядов или при наезде на препятствие танка или автомобиля.
Такой миноогневой фугас мог дать столб пламени до 8 метров, поражая при этом горящей жидкостью площадь до 300 квадратных метров – в зависимости от количества применяемых зажигательных бутылок.
Производство жидкости КС даже в дни битвы на Волге велось на Сталинградском химическом заводе НКТП, ставшем впоследствии «Химпромом». Ко 2 февраля 1943 года завод выпустил для нужд армии порядка 150 тысяч бутылок с зажигательной смесью.
Понятно, почему огневые заграждения применялись прежде всего в 64‑й и 57‑й армиях, которые защищали южные районы города-героя.
А летом 1943 года войска 4‑го Украинского фронта под руководством генерал-майора Федора Михайлуса при обороне на реке Миус поставили миноогневые фугасы из 1 287 000 зажигательных бутылок.