Родом из Оренбурга, в 1936 году он закончил известную Оренбургскую военно-авиационную школу, после которой успешно служил в Гомельской авиационной штурмовой бригаде Особого Белорусского военного округа.

Начало Великой Отечественной войны Хасан Ибатулин встретил в звании старшего лейтенанта в составе 160-го истребительного авиаполка. И первый же его бой закончился победой. В тот день в районе города Гродно наши летчики вступили в схватку с фашистскими бомбардировщиками. За успешную боевую операцию 25 июня 1941 года молодой летчик-истребитель Ибатулин был награжден орденом Красной Звезды.

Из материалов прессы военных лет

«Следовало немедленно выходить из боя, но он продолжал драться наравне со всеми…»

К началу Сталинградской битвы Хасан Ибатулин стал командиром эскадрильи, наработал богатый боевой опыт и заслужил в своей части большой авторитет. Начиная с августа 1942 года, он воевал в составе знаменитой 8-й воздушной армии. У летчиков тогда была очень важная задача - совместно с наземными войсками сдержать наступление фашистской армии на Дону, не позволить врагу выйти к Волге и захватить Сталинград.

А враг тогда был очень силен – 4-й воздушный флот под командованием генерала Рихтгофена, укомплектованный лучшими летчиками фашистской Германии. Гитлеровские асы привыкли к легким победам в Европе, когда они безнаказанно разбойничали в небе Франции, Польши, Бельгии. И на их стороне был не только длительный боевой опыт, летное мастерство, но и значительное численное превосходство перед воздушными силами Красной Армии, стоящей на защите Сталинграда.

Но, к счастью, летчики-асы были не только у немецкого воздушного флота, наша 8-я воздушная армия имела в своем составе замечательные кадры. Это, прежде всего, ее 32-летний командующий, Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин. Не уступали командарму в летном мастерстве и командиры авиадивизий и полков. Далеко не последним среди них был Хасан Ибатулин.

Борис Губин, бывший штурман звена, полковник в отставке, вспоминает о нем в своей книге "В небе Сталинграда":

"Особенно отличился в воздушных боях командир эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка старший политрук Xасан Ибатулин. В один из дней он с шестеркой ведомых летчиков вступил в воздушный бой с 18 истребителями и бомбардировщиками противника и лично сбил два из них. В ходе этого боя на его "Харрикейне" сорвало капот мотора, аэродинамические качества самолета резко ухудшились, скорость полета и маневренность значительно снизились. Следовало немедленно выходить из боя, чтобы не стать легкой добычей врага. Но Ибатулин не мог оставить своих ведомых и продолжал драться наравне со всеми".

Майор Хасан Ибатулин (справа). 1943 г. Архив семьи Ибатулиных

За три недели до Победы

Двумя годами позже, когда победа в Сталинградской битве была уже свершившимся фактом и наша армия стремительно наступала по территории Польши, в Варшаве вспыхнуло восстание местного населения против гитлеровцев. Ежедневно наши самолеты снабжали повстанцев оружием, боеприпасами, медикаментами и продовольствием. Советские летчики обороняли также небо Польши, оказывая серьезное давление на вражескую авиацию, которая бомбила Варшаву. И здесь отличился 30-й истребительный авиаполк под командованием теперь уже подполковника Ибатулина.

18 апреля 1945 года, менее чем за три недели до Победы, во время прикрытия атаки наших штурмовиков советские и польские летчики совместно уничтожили 27 фашистских самолетов. Причем три из них сбил поляк Николай Бродский, и еще два - Xасан Ибатулин.

После войны Xасан Ибатулин посвятил себя воспитанию молодых военных летчиков. Он вышел в запас в звании гвардии полковника, но даже после этого не оставил авиацию, перейдя на гражданскую работу  – стал руководителем Алма-Атинского аэропорта.


Хасан Ибатулин в 1950-е. Архив семьи Ибатулиных

Хасан Мингеевич умер в 1992 году и был похоронен в Алма-Ате. На его боевом счету 383 вылета, 79 воздушных боев и 12 лично сбитых вражеских самолетов. А среди наград не только орден Красной Звезды, полученный в июне 1941 года - за годы службы он был награжден также орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и медалями "За оборону Москвы" и "За оборону Сталинграда".

Фото с сайта airforce.ru

Прочитать ещё

История девочки, родившейся в легендарном Доме Павлова во время Сталинградской битвы, давно шагнула за пределы нашей страны. Зинаиде Петровне Андреевой (в девичестве – Селезневой) с первого дня ее жизни суждено было стать легендой, символом победы. Победы жизни над смертью.
Утром 4 августа 1942 года самолет будущего маршала Советского Союза приземлился в аэропорту Сталинграда. Температура воздуха на тот момент была уже 30 градусов по Цельсию. Свеженазначенного командующего Юго-Восточным фронтом никто в то утро не встречал, кроме шофера, который должен был отвезти его в штаб.