15 октября 1942 года погибла 23-летняя зенитчица 791-й отдельной пулеметной зенитной роты Мария Барсукова. В тот день 18 немецких Ю-87 стали бомбить завод «Баррикады». С ними вступила в схватку единственная пулеметная точка- вела огонь Барсукова. Она сбила Ю-87: самолет загорелся и взорвался. 17 фашистских самолетов развернулись в строй и по очереди стали пикировать на машину с пулеметной установкой.

Мария продолжала вести бой, принимая огонь на себя, спасая тем самым других бойцов. Загорелась машина, погиб водитель. Но девушка не покинула пост – продолжала бить врага. Пламя подобралось к ногам Барсуковой и охватило одежду. Но из этого пылающего факела по-прежнему была слышна пулеметная очередь. Мария сгорела, ведя неравный бой…

Приказом министра обороны СССР 15 апреля 1989 года красноармеец Барсукова была награждена орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Как удалось выяснить, Барсукова была вторым номером поступившей в роту незадолго до сентября 12,7-мм зенитной пулеметной установки ДШК, смонтированной на автомобиле ЗИС-5. В дни Сталинградской битвы подразделения и части войсковой ПВО использовали различные такие установки. 12,7-мм ДШК была из всех наиболее мощной.

В ходе Великой Отечественной пулеметные установки несли потери от противника. По мере насыщения войск автоматическими пушками малого калибра их снимали с вооружения. Поэтому до нашего времени сохранились или были восстановлены единицы. Одна установка ЗПУ на автомобиле ЗИС-5В находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Именно на такой же совершила свой огненный подвиг Мария Барсукова.

Прочитать ещё

Петр Ромашков во время Сталиградской битвы был замначальника отдела контрразведки Сталинградского УНКВД. Его мемуары о его о событиях тех дней долгое время хранились под грифом «секретно».
Утром 4 августа 1942 года самолет будущего маршала Советского Союза приземлился в аэропорту Сталинграда. Температура воздуха на тот момент была уже 30 градусов по Цельсию. Свеженазначенного командующего Юго-Восточным фронтом никто в то утро не встречал, кроме шофера, который должен был отвезти его в штаб.