15 октября 1942 года погибла 23-летняя зенитчица 791-й отдельной пулеметной зенитной роты Мария Барсукова. В тот день 18 немецких Ю-87 стали бомбить завод «Баррикады». С ними вступила в схватку единственная пулеметная точка- вела огонь Барсукова. Она сбила Ю-87: самолет загорелся и взорвался. 17 фашистских самолетов развернулись в строй и по очереди стали пикировать на машину с пулеметной установкой.

Мария продолжала вести бой, принимая огонь на себя, спасая тем самым других бойцов. Загорелась машина, погиб водитель. Но девушка не покинула пост – продолжала бить врага. Пламя подобралось к ногам Барсуковой и охватило одежду. Но из этого пылающего факела по-прежнему была слышна пулеметная очередь. Мария сгорела, ведя неравный бой…

Приказом министра обороны СССР 15 апреля 1989 года красноармеец Барсукова была награждена орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Как удалось выяснить, Барсукова была вторым номером поступившей в роту незадолго до сентября 12,7-мм зенитной пулеметной установки ДШК, смонтированной на автомобиле ЗИС-5. В дни Сталинградской битвы подразделения и части войсковой ПВО использовали различные такие установки. 12,7-мм ДШК была из всех наиболее мощной.

В ходе Великой Отечественной пулеметные установки несли потери от противника. По мере насыщения войск автоматическими пушками малого калибра их снимали с вооружения. Поэтому до нашего времени сохранились или были восстановлены единицы. Одна установка ЗПУ на автомобиле ЗИС-5В находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Именно на такой же совершила свой огненный подвиг Мария Барсукова.

Прочитать ещё

Начало созданию штрафных подразделений в годы Великой Отечественной войны положил приказ Сталина № 227 от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» – или приказ «Ни шагу назад!».
«Сталинградка» не раз уже рассказывала о судьбах защитников волжской твердыни, запечатленных на фронтовых фото. Сегодня речь пойдет о танкистах, которые вели тяжелейшие бои в районе Котлубани осенью 42-го.