Мистическое имя
Поселок Городище известен своими достопримечательностями. Здесь Солдатское поле, храм Всех Скорбящих Радость, родник Параскевы Пятницы и, конечно же, «Зенитка».
По сведениям волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, достопримечательность официально называется «Зенитное орудие, установленное в честь зенитчиков – защитников Сталинграда». Это объект культурного наследия, который зарегистрирован в едином государственном реестре.
Зенитку не случайно установили на самой высокой точке Городища – это место во время битвы под Сталинградом отлично подходило для нанесения ударов по немецкой авиации.
На картах сражений возвышенность обозначалась как «Высота 112». Здесь в том числе проходила и линия воздушной обороны Сталинграда, к которому с остервенением рвались фашисты.
А для городищенцев это место стало особым еще задолго до Великой Отечественной войны.
В XIX веке здесь была найдена икона святой Параскевы Пятницы, а потом удивительным образом забил родник. С тех пор к этой православной святыне стекались паломники. Место считалось особенным.
Говорят, что Параскева Пятница помогает девушкам и женщинам обрести счастье по их молитвам. Параскева на современный лад звалась бы Прасковья.
Мистическое совпадение – именно на этом месте во время войны девушка по имени Прасковья совершила подвиг, спасла жизнь своей боевой подруги.
Страшный бой
В период битвы под Сталинградом высоту 112 занимала 8-я батарея зенитно-артиллерийского полка № 1078. По сведениям городищенского историко-краеведческого музея им. Г. С. Шаповаловой, к началу боевых действий полк насчитывал 14 батарей. Они были расположены в колхозе «Новая Надежда», Конном разъезде, Городище, Орловке. Конечным звеном этой линии обороны стал горный поселок Сталинграда, что в Тракторозаводском районе.
Боевая задача подразделения заключалась не только в том, чтобы отражать авианалеты врага, но и прикрывать командный пункт зенитно-артиллерийского полка, который располагался буквально
в 300 метрах южнее.
В страшный день бомбардировки Сталинграда, 23 августа 1942-го, позиции зенитного полка были одновременно атакованы сотнями немецких самолетов, за которыми, утюжа землю, ползли танки
и двигались автомашины с пехотой.
Только к 19 часам вечера закончился бой. В тот день полком было сбито 14 вражеских самолетов, уничтожено 2 танка, 1 бронемашина, 2 миномета, 10 автомашин с войсками и грузами и свыше двух рот автоматчиков.
Шаг вперед
Невозможно рассказать о судьбах всех зенитчиков полка. Ясно одно – на войне, в нечеловеческих условиях проверяются истинные качества и характер каждого.
В этом зенитно-артиллерийском полку служили две подруги-ровесницы Мария Незамаева и Прасковья Шалюгина. Им было по 20 лет с небольшим, но они самоотверженно, наравне с мужчинами, бились с фашистами в Городище в составе 8-й батареи.
День 9 сентября 42-го стал последним для этого подразделения. Тогда к высоте 112, словно стервятники, налетели более 30 вражеских самолетов.
Со стороны Конного разъезда на Городище двигались 18 танков, за ними шла пехота. Противник штурмовал позиции 8-й батареи.
Орудия накалялись от стрельбы, падали подбитые самолеты врага. Зенитчики бились до последнего снаряда. Но силы были не равны. Когда закончился бой, немцы окружили оставшихся в живых советских бойцов и приготовились их расстрелять.
Вражеский автомат нацелился и на подруг Машу и Прасковью. Шансов выжить не было. Мгновение – и 21‑летняя Прасковья Шалюгина внезапно делает шаг вперед, заслоняя собой подругу.
Она приняла на себя первую очередь фашистского свинца, потом – вторую. Безостановочная автоматная очередь буквально изрешетила девушку, закрывавшую свою подругу. Но несколько пуль достались и Марии. Прасковья погибла сразу на месте, а Маша, получив тяжелое ранение в плечо, потеряла сознание и упала в ров вместе с убитой подругой…
Ангел-хранитель
Поздно вечером того же дня жители Городища пошли к месту расстрела зенитчиков, чтобы посмотреть – не остался ли кто в живых. И вдруг, глядя на груду окровавленных тел, Мария Павловна Шкунова услышала слабый стон. Не веря в чудо, она вытащила раненую, едва живую девушку. Это была Мария Незамаева.
Жительница Городища оставила советскую зенитчицу в своем доме и выхаживала целых полгода, пока шла Сталинградская битва. А немцам, которые оккупировали поселок, говорила, что это ее дочь.
Когда советские войска освободили Городище, Маша вместе с Марией Павловной первым делом пошли на место расстрела 8-й батареи – они искали тело Прасковьи, которая совершила подвиг, спасла свою подругу.
Вот землянка, раздавленная танками, а вот ров, из которого виднеются лоскутки шинели…Со слезами на глазах они откопали тело Прасковьи и, накрыв его шинелью, похоронили, установив простую фанерку с надписью.
И лишь спустя 20 с лишним лет после войны Прасковью Шалюгину перезахоронили в братской могиле в центре Городища возле храма Всех Скорбящих Радость.
Мария Незамаева после тяжелого ранения поправилась – по окончании войны вышла замуж, стала мамой, бабушкой и жила до глубокой старости.И все эти годы она знала, верила, что от всех невзгод ее берегла Прасковья.
Каждый год до конца своей жизни, пока позволяли силы, она приезжала на 9 мая в Городище, к «Зенитке» и к братской могиле, где лежала ее боевая подруга. Ее ангел-хранитель Прасковья, спасшая Марию от смерти и подарившая долгую и счастливую жизнь.
Информация из донесения о безвозвратных потерях
Фамилия: Шалюгина
Имя: Прасковья
Отчество: Васильевна
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения: МАССР, Кодымский р-н, с. Первое Ожега
Последнее место службы: 1078 зенап ПВО
Воинское звание: красноармеец
Причина выбытия: пропал без вести
Дата выбытия: 09.09.1942
Место выбытия: Сталинградская обл., Городищенский р-н, с. Городище.