Морские пехотинцы сыграли большую роль в обороне Сталинграда. Сегодня наш рассказ именно о них.

Олег Дмитриевич Казачковский, ставший после войны лауреатом Ленинской премии, профессором, доктором физико-математических наук и заслуженным деятелем науки и техники РФ, вспоминал:

«...Моряки сражались особенно яростно. О них ходили легенды, которые, думаю, были недалеки от истины. Говорили, например, о подвигах «отчаянной пятерки» – четверо ребят и одна девушка (как она попала к морякам – загадка).

Незаметно подкрадываясь, они врывались в дома, вернее, в то, что от них осталось, и забрасывали немцев ручными гранатами. Рассказывали, что вместо гранат, когда их не хватало, они какимто образом приспособились бросать обычные 50миллиметровые мины от миномета. Поначалу, во всяком случае, этой пятерке, везло – оставались невредимыми…»

Была ли на самом деле эта пятерка лихих матросов, установить точно пока не удалось. Возможно, это одна из сталинградских легенд. А вот на вопрос, могли ли использоваться 50‑мм минометные мины в качестве ручных гранат, ответить можно утвердительно.

Достаточно широко известен факт, что в годы войны из некондиционных корпусов 50‑мм минометных мин О-822А изготавливались ручные осколочные гранаты. Для этого у мин удалялись стабилизаторы, а в качестве взрывателя использовали механические запалы Ковешникова для ручных гранат.

Такие минометные мины еще носили название «суррогатного вооружения», то есть вооружения, которое не разработано, а приспособлено для выполнения каких‑либо боевых задач и только в военное время, при недостатке штатного вооружения.

Как, допустим, фугасы из 107‑мм, 122‑мм или 152‑мм артиллерийских снарядов или авиационные бомбы из снарядов среднего калибра, к которым приваривались стабилизаторы.

Вполне вероятно, что и 50‑мм минометные мины можно было использовать как ручные гранаты. Правда, для этого для начала необходимо взвести головной взрыватель. Это можно сделать, сильно ударив хвостовиком мины в вертикальном положении обо что‑то твердое. Но тогда мина становится очень опасной в обращении. Для срабатывания взрывателя мина должна обязательно ударяться о твердую поверхность…

Ну а мы продолжаем искать сведения или упоминания о «пятерке гренадеров».

Прочитать ещё

Известный писатель Георгий Зотов, автор многочисленных мистических романов и историк по образованию, рассказал о судьбе советских пленных под Сталинградом.
Судьбу подполковника госбезопасности Бориса Соколова предопределила встреча с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем в 1967 году. Знаменитый ас-нелегал пожал курсанту школы КГБ руку и пожелал ему поймать американского шпиона. Абель не ошибся – шпиона Соколов поймал, и не одного. Сейчас, в отставке, подполковник пишет стихи, руководит литературным объединением и занимается ветеранской деятельностью. 17 февраля нашему земляку исполнилось 80 лет.