– Я впервые увидела Якова Федотовича, будучи старшеклассницей. В нашу школу № 8 часто приходили в те годы участники Сталинградского сражения. Запомнились слова Павлова, которые он произнес на встрече: «Таких домов, как наш в Сталинграде, были тысячи, и каждый мог иметь свою фамилию».
Яков Федорович Павлов
Его вообще отличала удивительная скромность. Когда позднее прочитала его книгу «В Сталинграде», изданную в 1948 году, впечатлило, как мало он говорил о себе. История сержанта Павлова – тот случай, когда война сама выбрала героя – обычного русского мужика-крестьянина с Валдая. Мне бы хотелось немного рассказать о том, что происходило с Павловым уже после этой героической эпопеи, длившейся почти два месяца.
Попасть к своим
25 ноября 42-го он был тяжело ранен и попал в госпиталь. И вот он лежит на койке, читает фронтовую газету и вдруг понимает, что это про его ребят и про него речь идет. Желание вернуться к боевым друзьям только усиливается, но после выписки его направили не в 13-ю гвардейскую дивизию, куда он так хотел попасть, а в другую часть.
По прибытии обратился к замполиту с просьбой командировать его в 13-ю, к своим. А чтобы просьба звучала убедительнее, сослался на газету.
Замполит расспросил, как звали боевых товарищей, а потом посоветовал не болтать о былых подвигах, а совершать новые. И дал понять, что самозванство на войне – большой грех.
«Что ты натворил, сынок?..»
Воевать – не привыкать, Павлов снова отмечен боевыми наградами и снова после ранения попадает уже в 44-м в госпиталь. И снова ему попадается газета, где речь идет о подвигах сталинградцев. Им тогда уже просто поклонялись! В этот раз после возвращения в часть Павлов идет уже не к замполиту, а к командиру взвода. Очень уж ему обидно, что не признают за ним право быть одним из сталинградцев.
Взводный сказал: «Яша, как можешь доказать, что ты там был? Лучше не говори никому». И Яша окончательно замолчал. Надо сказать, перед тем как попасть в госпиталь, Павлову удалось подбить танк, и у него был выбор: получить еще одну медаль или семидневный отпуск и премию 500 рублей. Он выбрал отпуск и деньги, чтобы матери помочь.
Дома, в деревне Крестовой, его встретили, как героя. Но когда гости разошлись, мать спрашивает: «Что ты натворил, сынок?» Незадолго до его приезда пришло письмо, которое смог прочитать единственный на то время грамотный старичок в деревне. Он и сказал, что разыскивают Якова Павлова, а зачем – непонятно.
Достали припрятанное письмо, и увидел Павлов, что подписал его генерал Родимцев, вместе с которым он воевал. (Взводный написал письмо в 13-ю гвардейскую о сержанте, уверявшем, что именно он тот знаменитый дом в Сталинграде защищал).
Провожали Павлова уже как героя-сталинградца: весь полк прошел парадом перед ним, сержантом. Дальше была сердечная встреча с Чуйковым, несколько недель ожидания, поскольку пришлось заново делать его представление к званию Героя Советского Союза. Вручив медаль, Чуйков предложил Павлову остаться в армии, но тот отказался – мол, я человек сугубо штатский, хочу вернуться на валдайщину, где мои деды землю пахали.
Встреча с прошлым
В 1946-м Павлову захотелось увидеть дом, который он защищал. Вышел на сталинградском вокзале, а куда идти – непонятно, все другое. Повезло пристроиться к иностранной делегации, которая отправилась осматривать… Дом Павлова!
После 1946 года Герой Советского Союза еще много раз бывал в городе-герое, но первые встречи с Александрой Черкасовой и ее бригадой, с жильцами «его дома» оставили неизгладимый след в его сердце.
Александра Черкасова и Яков Павлов
Особенно частыми стали поездки, когда Павлов перешел на работу в отдел снабжения одного из военных заводов. Предприятию часто требовалась высоколегированная сталь, а кто откажет в Волгограде в такой просьбе самому Павлову? По приезде его встречали как самого дорогого гостя, он никогда не отказывался от встреч со школьниками, студентами, часто бывал на предприятиях. У Якова Федотовича было врожденное чувство слова, он точно всегда выражал свои мысли.
В одном из последних интервью речь зашла о военно-патриотическом воспитании. И Павлов сказал: «Вспоминая о Волгограде, всегда называю его родиной военного подвига, символом высочайшего физического и духовного мужества советских солдат. Я часто приезжаю сюда, и, кажется, уже пора привыкнуть к сегодняшнему Волгограду, чистому, красивому, но у меня остался в сердце Сталинград 42-го. Иду по улице, а память подсказывает, сколько полегло здесь наших ребят…»
Родина должна быть одна
В 1981 году Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда». Первый секретарь Волгоградского обкома комсомола Владимир Катунин обратился тогда к нему с предложением:
– Отчего бы вам не перебраться к нам? Были бы ближе к своему подвигу, к людям, вместе с которыми вы сражались, к своему дому и городу, где вас ценят, любят и уважают.
– Спасибо! – ответил Павлов. – Всякий раз, начиная с 46-го года, мне, когда я приезжаю сюда, говорят об этом. Но истинная родина у человека должна быть одна. Такая, как для меня валдайщина, мой Новгород, где землю пахали мои деды и прадеды. И потом поймите: очень трудно жить все время войной. Останься я в Волгограде, живи в том самом Доме Павлова, я бы каждый день, идя по лестнице, видел моих ребят, видел бы живыми мертвых.
Это был последний приезд Якова Федотовича Павлова в город, историю которого он написал вместе с боевыми товарищами. А похоронили его согласно последней воле на родине, которая, как он сказал, у человека одна.
Могила Павлова Я. Ф на Западном кладбище Великого Новгорода