Мы публикуем много очерков о героях битвы на Волге и стараемся напоминать не только об их подвиге на нашей земле, но и рассказывать малоизвестные фрагменты их судеб. Наш военный обозреватель Александр Фолиев сегодня подготовил необычную историю в военной карьере Тимофея Тимофеевича Хрюкина – выдающегося советского летчика и полководца, дважды Героя Советского Союза, участника битвы на Волге.

Приказано уничтожить

6 июля 1939 года газета «Комсомольская правда» напечатала рассказ некоего китайского летчика Ху Кин-Тоу, который вспоминал, как один бомбардировщик уничтожил японский авианосец – целый плавучий город с самолетами, своими  авиамастерскими, складами боеприпасов и горючего.

«...Было известно, что японский военно-морской флот располагает всего только тремя такими кораблями <...>

На средства, затраченные на постройку одного авианосца, можно построить десяток крейсеров. Когда наше командование узнало о таком «дорогом» незваном госте, летчикам поручили во что бы то ни стало разыскать авианосец и уничтожить его...».

Поиски, рассказывает летчик, продолжались три месяца –японцы были крайне осторожны, ставили авианосец в глухих заливах, бухтах, выпускали с палубы самолеты, которые бомбили наши города, а потом переходили в другое место.

Михаил Калинин вручает Тимофею Хрюкину Золотую Звезду Героя Советского Союза, 1939 год.

Счастливый случай

Обнаружить вражеский корабль помог случай. Накануне японцы получили серьезный урон в воздушных боях. И решили взять реванш, организовав налет на город. В небо поднялся  бомбардировщик Ху Кин-Тоу.

«...Уже в воздухе решили со штурманом Сун Хуном: лететь на задание, не терять даром времени. Но куда лететь? Решили лететь в Аньцзын. Но поднялись мы так внезапно, что на земле я не успел даже сообщить летчикам о возможном полете на фронт. Покачал плоскостями своего самолета, летчики поняли мой сигнал и пристроились ко мне. Погода была отвратительная. Минут сорок шли, не видя земли. Только над самым Аньцзыном появились в облаках просветы.

Штурман Сун Хун точно вывел самолет на цель. В просветы между облаками стали глядеть вниз на город, на широкую ленту реки. Но что это? Я не верил своим глазам. В окружении 10-12 боевых кораблей стояла какая-то махина. Уж не авианосец ли? Так и есть! Первый раз я увидел штурмана в таком восторге...».

Во время войны с Китаем (1937-1945) Япония активно использовала авианосцы. Какой подбил экипаж Тимофея Хрюкина – точно не известно, но исследователи называют несколько, в том числе и «Хосе» (на фото).

Летчики были на высоте 5500 м и могли бомбить ниже, взять меньшую скорость, но тогда японцы легко могли их расстрелять из зениток, а истребители успели бы набрать высоту и атаковать.

«– С какой стороны бомбить? – спросил я штурмана.

– Держи три тысячи, а скорость дай двести двадцать.

Для Сун Хуна теперь больше не существовало ничего на свете, кроме авианосца. Я как автомат выполнял малейшее его приказание. Такого напряжения я не испытывал, кажется, никогда в жизни. Люки уже открыты. Вот-вот полетят бомбы. Пошли!»

Бомбы хорошо накрыли цель, но летчики так увлеклись бомбардировкой, что не заметили японских истребителей. Тогда штурманы и стрелки-радисты взялись за пулеметы.

«...Один истребитель неуклюже опрокинулся на бок и полетел к земле. Японцы стали набирать высоту для повторной атаки. Я не утерпел и посмотрел вниз. Авианосец осел назад, стал крениться на бок».

Одна из бомб попала в пороховой погреб другого корабля – он затонул почти мгновенно. Отбиваясь, летчики уходили – японцы начали отставать и прекратили погоню.

Ясность вносит документ

«...Авианосец после бомбардировки представлял собой груду металлического лома. Мы вывели его из строя. Китайские летчики с честью выполнили свой боевой долг».

Так закончил свою статью некий «майор Ху Кин-Тоу». На самом деле  им был Тимофей Тимофеевич Хрюкин (1910-1953), или, по крайней мере, рассказ записан с его слов. А штурманом «Сун Хуном» был Иван Степанович Сухов (1907-1976).

Тогда о своей помощи Китаю в войне с Японией СССР официально не говорил. Все , кто участвовал в этой секретной миссии, воевали под китайскими именами. Для нашего «Ху Кин-Тоу» – Тимофея Хрюкина – это была уже вторая боевая операция после Испании.

Кстати, до сих пор факт уничтожения нашими летчиками авианосца японцы не признают. Такая потеря – сильный удар по престижу государства.

– Ходит много кривотолков и споров об уничтожении атакой одного бомбардировщика громадного корабля, – рассказывает дочь летчика Наталия Хрюкина. – Не стану останавливаться на косвенных подтверждениях, но мы с братом не только встречались с участниками событий, но и получили из Российского государственного военного архива подтверждающий документ.

Из него следует, что в командировке «Z» Хрюкин находился с марта по 5 августа 1938 года в качестве командира эскадрильи «СБ» и затем командира группы «СБ».

Тимофей Тимофеевич Хрюкин с супругой Полиной Дмитриевной, 1943 год.

Лично участвовал в 18 вылетах для бомбометания японских военных кораблей, четыре раза бомбил аэродромы, несколько раз речную переправу и 14 раз военные корабли японцев. Уничтожено 54 японских самолета, 34 корабля.

«...3 июля 1938 года группой наших бомбардировщиков под руководством тов. ХРЮКИНА был уничтожен японский авианосец, имевший на борту около 30 истребителей...».

– Это официальный документ, пронумерованный и зафиксированный после донесения разведки, – говорит Наталия Хрюкина. – Так что уничтожение нашим бомбардировщиком японского авианосца  официально подтверждено.

Прочитать ещё

О том, сколь страшные жертвы понес еврейский народ в годы Второй мировой войны, знают многие. Менее известен такой факт: в рядах Красной Армии против гитлеровской Германии и ее союзников героически сражались свыше полумиллиона евреев. Об этом рассказывает выставка «Сталинградская звезда Давида», работающая в Волгограде.
В середине августа на 90-м году жизни скончалась Мария Матвеевна Иванова, которая долгие годы руководила трестом озеленения города.