«22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война…» Старшее поколение наверняка хорошо знает эту песню, которую вспоминали в скорбную дату и через десятилетия после войны.

Но если на рассвете 22 июня 1941‑го многие наши приграничные гарнизоны поднимались по сигналу тревоги, на Брест гитлеровцы сразу обрушились всей мощью авиации и артиллерии и форсировали неширокий здесь Буг. Гарнизон Брестской цитадели подняла сама война – в 4 часа 15 минут. И эта первая минута Великой Отечественной стала для многих красноармейцев последней в жизни…

Гарнизон крепости насчитывал к 22 июня около девяти тысяч человек, в ней жили и 3000 семей военнослужащих. А непосредственный штурм цитадели вела 45‑я пехотная дивизия немцев – почти 17 тысяч человек. По нашим укреплениям вели огонь, в том числе, и две сверхмощные 600 мм САУ «Карл». Они стреляли бетонобойными снарядами весом 2200 кг на 4,5 км и фугасными (1700 кг) – на 6,7 км.

Немецкое командование ставило своим частям задачу захватить Брест за несколько часов. Но защитники крепости перечеркнули эти директивы. Война катилась вглубь страны, а крепость продолжала оказывать отчаянное сопротивление врагу. 30 июня фашисты захватили восточный форт. Лишь небольшая часть защитников смогла укрыться в его казематах. 12 июля они решили прорваться из крепости, но безуспешно. 23 июля, на 32‑й день войны, майор Петр Михайлович Гаврилов (он возглавил оборону) принял последний бой в капонире внешнего вала Кобринского укрепления. Тяжелораненым попал в плен. В 1945 г. был освобожден; в 57‑м – удостоен звания Героя Советского Союза. По свидетельству очевидцев, после этого в крепости еще продолжали сопротивление несколько красноармейцев – до августа…

По данным ряда исследователей, накануне войны в гарнизоне служили около 200 уроженцев нашей области. И почти половина из них – в 132‑м отдельном батальоне конвойных войск НКВД. В послевоенные годы на территории цитадели нашли останки чуть более тысячи ее павших защитников. К нынешнему году установлены имена 277. И среди них 11 уроженцев Сталинградской области:

БАРАБАНЩИКОВ Петр Иванович – родился в 1920 г. в Ленинском р-не, рядовой, коновод автохозвзвода 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб 22.06.1941.

БЛИЗНЮКОВ Николай Григорьевич – 1919 г., с. Ленинец Николаевского р-на, рядовой транспортной роты 44 СП, погиб 22.06.1941.

ВАСИЛЬЕВ Петр Федорович – 1923 г., станица Суводская Балыклейского р-на, в РККА, воспитанник музыкантского взвода 333‑го СП, погиб в июне 1941‑го.

ГОРОДИЛИН Николай Иванович – 1918 г., г. Сталинград, писарь обозно-вещевого снабжения 132‑го отд. разведывательного батальона конвойных войск НКВД, погиб в июне 1941‑го.

ГРИШИН Василий Тимофеевич – 1920 г., с. Заплавное Ленинского р-на, рядовой, стрелок 1‑й роты 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб в июне 1941‑го.

ИВАНЧЕНКО Александр Иванович – 1914 г., г. Сталинград, мл. сержант, командир отделения полковой школы 455‑го СП, погиб 27.06.1941.

КОСЕНКО Владимир Гаврилович – 1919 г., с. Абганерово Ворошиловского р-на, рядовой, гранатометчик 3‑й роты 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб в июне 1941‑го.

МИСЮРИН Константин Павлович – 1920 г., д. Солодовка Ленинского р-на, рядовой, стрелок 2‑й роты 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб в июне 1941‑го.

НЕФЕДОВ Иван Борисович – 1916 г., п. Сенный Комсомольского р-на, ст. сержант 84‑го СП, погиб в июне 1941‑го.

СИМАКОВ Владимир Федорович – 1919 г., г. Сталинград, рядовой, ручной пулеметчик 1‑й роты 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб 23.06.1941.

ЮДИН Михаил Иванович – 1920 г., с. Заплавное Ленинского р-на, рядовой, шофер автохозвзвода 132‑го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб в июне 1941‑го.

Н. Никитин (фото из фондов музея обороны Брестской крепости).

Почти через 13 месяцев после начала войны эстафету беспримерной стойкости, самопожертвования и мужества защитников Брестской крепости принял сражавшийся с врагом Сталинград. И наша Победа в битве на Волге стала лучшим памятником всем тем, кто насмерть стоял в Брестской цитадели. К слову, в Сталинградской битве участвовали и защитники Бреста. Конечно, их были, возможно, единицы. Имя одного такого героя увековечено в музее обороны Брестской крепости. Это – Николай Иванович Никитин. Он организовал вывод личного состава и имущества дивизиона из крепости в самом начале сражения за нее. В июле 42-го его назначили командиром 89-го гвардейского минометного полка, который срочно был отправлен под Сталинград, где с 31 августа до конца битвы на Волге был в непрерывных боях в составе 62-й армии. День Победы гвардии полковник Никитин встретил в Прибалтике, начштаба 39-й гвардейской минометной бригады.

Имена каждого из них высечены на плитах мемориального комплекса. И появились они после кропотливой работы по установлению всех обстоятельств их гибели. Мы же сегодня кратко перескажем историю с увековечиванием памяти Владимира Симакова. Причем в его «деле» не последнюю роль сыграла «Волгоградская правда». Еще в декабре 1966‑го наша газета рассказала о его подвиге. В публикации приводились свидетельства однополчан, как мужественно он сражался и погиб от пули снайпера, а также рассказ отца Федора Гавриловича (вместе с женой они жили тогда в Дубовском районе, в совхозе им. 62‑й армии) о довоенной жизни его единственного сына. Владимир работал токарем на «Баррикадах», в 39‑м призван в армию. Последнее его письмо из Бреста датировано 20 июня.

Портрет В. Симакова в экспозиции музея обороны крепости. Имя нашего земляка на мемориальной плите появилось в 1995 г.

Вырезка с этой статьей хранилась в личном деле еще одного нашего земляка – Михаила Юдина. И только в1987 г. сотрудники музея обороны Брестской крепости обратились в Волгоградский облвоенкомат с запросом по Симакову. И одновременно – к его однополчанам А. П. Чубарову, Н. В. Смирнову и А. К. Смекалову. К осени следующего года были собраны их свидетельские показания (именно так озаглавлены бланки), т. е. имелись все основания увековечить имя на плите мемориала – документы об этом были в конце 1988 года отправлены в ЦАМО СССР-ЦГАСА и в Ленинский райвоенкомат Бреста. Но события конца 80‑х – начала 90‑х явно не способствовали прохождению документов. Несколько раз сотрудникам музея приходилось их отправлять по инстанциям по новой. И только в июне 1994 г. наконец‑то Симаков Владимир Федорович был официально признан защитником Брестской крепости.

Брест-Волгоград

Прочитать ещё

Очень просим вас не забыть о скорбной дате – 22 июня. В этот день в 1941 году началась война. Что пережили люди той эпохи, сложно передать словами, но надо пытаться, потому что сегодня предпринимаются попытки пересмотреть события тех лет и вычеркнуть из памяти народа злодеяния гитлеровских захватчиков. Люди, прежде всего молодое поколение, должны знать подлинную историю! Дети Сталинграда.
15 мая 1937 года главный конвейер Сталинградского тракторного завода покинул последний трактор СТЗ-1. А уже 11 июля с него сошел первый серийный СТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это был первый гусеничный трактор, разработанный в Советском Союзе.