На совещании передовой ставки фюрера в Виннице 31 августа 1942 года он выслушал доклад генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа, командующего группой армий «А». Гитлеру не нравился ни Лист, ни его «маловразумительные приказы» и «вялые атаки», которые, по мнению, фюрера, лишь мешали успешным боевым действиям на юге СССР.

Эти упреки были необоснованными – Лист в точности исполнял полученные указания. Но результатами Гитлер был решительно недоволен – прорыв к Черноморскому побережью через западные отроги Кавказского хребта оказался невозможен из-за трудностей снабжения в горной местности, а Сталинград по-прежнему не был взят.  

Адольф Гитлер с генералами у карты на совещании в резиденции «Бергхоф». Слева направо: генерал Франц Гальдер, Адольф Гитлер, фельдмаршалы Вальтер фон Браухич и Вильгельм Кейтель. У края стола со сложенными руками стоит генерал Альфред Йодль. Фото: Николаус фон Белов, источник: waralbum.ru

Вильгельм Кейтель, начальник Верховного командования Вермахта,  вспоминал, что «таким фюрера мне еще видеть не приходилось, а самыми мягкими выражениями были — «саботаж», «заговор», «измена» и т.п.»

Эти вспышки безудержной ярости, по словам Кейтеля, личный врач Гитлера объяснял «жарким континентальным климатом Винницы, совершенно фюреру противопоказанным».

 «Медицинские препараты не помогали, даже специально установленная на территории ставки дождевальная установка, равно как и регулярные влажные уборки служебных и жилых помещений фюрербункера, приносили ему только временное облегчение, за которым все равно следовал срыв». – писал в своем дневнике Кейтель.

Гитлеру всюду виделись предатели и изменщики. Свой собственный генштаб он называл не иначе как «гнездом заговорщиков и предателей»

Судьбу мирных жителей Сталинграда фюрер в тот день, 31 августа 1942 года, определил короткой фразой:

«Мужскую часть населения уничтожить, женскую – вывезти».

Несмотря на его раздраженное состояние, это распоряжение не было какой-то сиюминутной вспышкой жестокости по отношению к сталинградцам, напротив – оно вполне вписывалось в «восточную политику» Адольфа Гитлера.

В изданной ещё в 1925 книге «Майн Кампф» он призывает «раздобыть для немецкого народа земли, на которое у него имеется обоснованное право». Причем,  жизненное пространство, по его мнению, предполагалось «добывать» на востоке – там, где располагались такие лакомые для фюрера территории СССР.

В «Генеральный план Ост», разработанный Генрихом Гиммлером, входил детальный проект колонизации востока после победы рейха в войне против СССР.


Рудольф Гесс (в центре) и Генрих Гиммлер (стоит вполоборота) посетили выставку проектов будущих сельских поселений на востоке в марте 1941 года.

Он был рассчитан на 30 лет и включал в себя освоение сельскохозяйственных угодий, строительство предприятий, завоз представителей «арийской расы» – в количестве 4,3 млн человек, и, соответственно, «очищение» территорий от лишнего коренного населения (приблизительно 30,8 млн. человек), которое предполагалось  выселить в Западную Сибирь. Оставшихся местных жителей собирались использовать в качестве бесправного рабочего скота.

Историк Л. Безыменский  утверждал, что «не следует обманываться термином „выселение“: это было привычное для нацистов обозначение для умерщвления людей».

Помимо выселения, физического уничтожения и порабощения, был ещё вариант расового «обновления», но он мог быть применен только к людям, отвечающим критериям «нордического типа» внешности – светлые волосы, светлые глаза, высокий рост, астеническое телосложение и удлиненный череп.

К счастью, этим замыслам не суждено было сбыться, хотя план «Ост» продолжал разрабатываться и обрастать документацией вплоть до 1943 года. Группа планирования под руководством Гиммлера скрупулезно размечала границы будущих областей заселения и даже рассчитала необходимый бюджет для грядущей колонизации – 144 млрд рейхсмарок.

Гитлеровцам так и не удалось захватить Сталинград, но территориям, побывавшим под их оккупацией, они успели нанести немалый ущерб:

«За время оккупации немецко-фашистские захватчики повесили 108 человек, расстреляли 1744, совершили пыток и насилий над 1593 сталинградцами, увели в фашистское рабство 64 224 человека». – пишет публицист Евгения Изюмова.

Но уже через пару-тройку лет после окончания Сталинградской битвы судьба ударила бумерангом как по авторам грандиозных планов по уничтожению целых народов, так и по тем, кто их осуществлял.

Генрих Гиммлер, «архитектор Холокоста и один из самых жестоких массовых убийц в истории», как его назвал журнал «Шпигель», покончил с собой в 1945-м, раскусив припасенную ампулу с цианидом. Как и Адольф Гитлер, который принял яд (по некоторым версиям – застрелился), когда Красная армия была уже на подступах к Берлину.

Вильгельм Кейтель был казнен по приговору Нюрнбергского трибунала в 1946 году. А генерал-фельдмаршал Лист отправился в тюрьму отбывать пожизненное заключение. И лишь личный доктор фюрера Теодор Моррель отделался краткосрочным тюремным заключением – ему «повезло», буквально за три недели до безоговорочной капитуляции Германии Гитлер заменил его на другого врача.

Прочитать ещё

Несколько поколений читали в детстве повесть Валентина Катаева «Сын полка». Сюжет ее не выдуман писателем – в годы войны во многих воинских частях имелись собственные «сыновья». С одним из них – Альбертом Станиславовичем Шмидтом встретился наш обозреватель Анатолий ЛЮБИМЕНКО.
9 мая семья Бессарабовых в колонне «Бессмертного полка» пришла на Мамаев курган к подножию Родины Матери. Глава семьи держал портрет своего дяди Геннадия Дмитриевича Бессарабова, военного фельдшера, защищавшего Сталинград.