Свыше 50 типов самолетов освоил за 59 лет летной службы маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Иванович ПСТЫГО (1918-2009), свыше семи тысяч часов налетал. Но самые свои памятные боевые вылеты он совершил в ходе сражения за Сталинград на «летающем танке» – так прозвали  штурмовик Ил-2. 10 апреля исполняется 105 лет со дня рождения этого выдающегося летчика, почетного гражданина города-героя Волгограда.

 В небе над Волгой

В ряды Красной Армии уроженец советской Башкирии Иван Пстыго был призван в 1936 году. Четырьмя годами позже он окончил школу военных летчиков в Энгельсе. А менее чем через год грянула Великая Отечественная война, участие в которой Пстыго принял с ее первого дня, находясь недалеко от границы с Румынией.

Сталинградскую битву Иван Иванович также прошел, начиная с ее первых дней. Уже 22 июля 1942 года пять штурмовиков Ил-2, за штурвалом одного из которых находился летчик Пстыго, совершили дерзкий налет на вражеский аэродром, располагавшийся близ станции Морозовская Ростовской области. Около трех десятков транспортных самолетов гитлеровцев было при этом на нем уничтожено, и еще три их «Мессера» были сбиты в воздушном бою.

Об одном из эпизодов своей сталинградской эпопеи Иван Иванович рассказал в своих воспоминаниях. Со стороны Котельниково к Сталинграду надвигалась крупная группировка 4-й танковой армии вермахта. Шли они колоннами по направлению к Аксаю, Абганерово. Их сопровождало множество пехоты и автомашин.

Определив, где находятся силы врага и сбросив на них бомбы, летчики под руководством Пстыго уже повернули назад. Но тут на них напали два десятка «Мессеров». Чтобы защититься от них, наши штурмовики применили свой излюбленный тактический прием «круг», специально созданный для подобных случаев – когда каждая воздушная машина защищает хвост идущей впереди. Но для его грамотного выполнения требуется не менее восьми самолетов, тогда как оставалось только пять! И потери продолжали нарастать – четыре, три, два самолета…

Наконец, Пстыго остался один. Вражеские «Мессеры» уже почти не атаковали его, предоставив это одному из своих разгорячившихся асов. Дважды тот заходил, лоб в лоб, на самолет отважного советского летчика – оба противника уходили от столкновения лишь в самый последний момент. Во время третьего захода Пстыго успел поймать врага в прицел и обрушил на него всю огневую мощь своего штурмовика – вражескую машину разорвало на куски!

Тогда оставшиеся в небе «Мессеры» сворой обрушились на Пстыго. Ил-2 Ивана Ивановича был сбит. Перед падением на землю он, и без того сплошь изрешеченный, налетел, к тому же, на телеграфные провода. Сам Пстыго при этом, ударившись головой о приборную доску, лишился сознания…

Самолеты в уличных боях

Иван Иванович Пстыго считается родоначальником уличных боев самолетов-штурмовиков. А начиналось это именно в дни битвы на Волге. В сентябре 1942 года, в пору ожесточенных уличных боев за Сталинград, в центр города прорвались десять гитлеровских танков. Они задержались ненадолго на улице Коммунистической, в нескольких сотнях метров от переправы через Волгу. Прорвись они к ней – и воинские части, защищавшие Сталинград, были бы обескровлены.

Судьба города стояла на карте, счет шел на минуты. Срочно на ответственное задание были направлены на своих штурмовиках несколько опытных летчиков 8-й воздушной армии, включая и Ивана Пстыго. Сложная, ответственная задача решена была безукоризненно – все десять танков вермахта наши летчики уничтожили бомбами. За этот вылет Ивану Пстыго, возглавлявшему группу «летающих танков», было присвоено звание капитана, когда он еще не успел приземлиться...

Всего же за время боев в Сталинграде Иван Иванович сбил два вражеских самолета, уничтожил свыше двадцати танков фашистов и около семидесяти их автомобилей. За всё это в ноябре 1942-го Пстыго, будучи уже майором, был назначен командиром 893-го штурмового авиационного полка. На тот момент ему было 25 лет…

Дважды за время войны родные Пстыго получали «похоронку» на него, но каждый раз он оставался жив и продолжал громить врага. День Победы Иван Иванович вместе с однополчанами встретил в небе над Берлином.

***

После окончания сражений на полях Европы Иван Пстыго командовал воздушными дивизией, корпусом и армией. В 60-е годы был командующим ВВС Группы советских войск в Германии, затем – заместителем главкома ВВС СССР по боевой подготовке. В 1975 году Ивану Ивановичу было присвоено звание маршала авиации, а еще через три  – и Героя Советского Союза.

Два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, ордена Красной Звезды, Октябрьской Революции и Александра Невского увенчали его боевую карьеру.

Но только через 20 лет после Победы из шеи у Ивана Пстыго были извлечены хирургами шесть осколков вражеского снаряда, засевшие там еще с 1942 года…

Прочитать ещё

«Это был самый тяжелый момент боя, когда навалилась вся громада танков и авиации. Командир 229-й дивизии полковник Федор Сажин, комиссар дивизии Тихон Бандурин и начальник штаба подполковник Матвей Мелешкевич возглавили контратаку. Усилить погибающие батальоны было нечем - все резервы находились на левом берегу Дона», - начальник политотдела 64-й армии Михаил Смольянов.
В 10-м классе средней школы он почти не учился – как и другие ребята, был мобилизован на рытье противотанковых рвов на родной Ставропольщине. А когда ученики вернулись в город, их призвали в армию. Он прошел всю войну, был у Рейхстага в Берлине в мае 45-го. А в мирное время, окончив педагогический вуз, приехал работать в Сталинград. В городе-герое на Волге он живет до сих пор. Здесь его имя стало легендой. С известным ученым-историком, доктором наук, профессором, фронтовиком, Почетным гражданином Волгограда Максимом Матвеевичем Загорулько беседует наш обозреватель Александр ЛИТВИНОВ.