Поздней осенью 1941 года началось строительство оборонительных рубежей между Доном и Волгой. Отрывались противотанковые рвы, устраивались эскарпы, долговременные огневые точки – ДОТы. Чтобы упростить обустройство огневых точек, в Сталинграде организовали производство специальных бронеколпаков.

Материалом для ДОТов служил прежде всего бетон. Однако такие огневые точки имели большой вес, их тяжело было транспортировать к месту установки. К тому же в условиях военного времени ощущался большой дефицит цемента, щебня, песка.

Для решения этой проблемы в Сталинграде было организовано производство бронеколпаков. Их изготавливали на заводе «Красный Октябрь» из отходов производства. При одинаковых защитных свойствах в сравнении с бетонными сооружениями металлические были в несколько раз легче и дешевле в производстве.

Генерал армии Александр Комаровский, руководивший строительством этих оборонительных рубежей, в книге своих воспоминаний писал:

«На 1 января 1942 г. в Сталинграде было изготовлено 700 штук таких металлических бронеколпаков. Одновременно с ними были разработаны чертежи и освоено производство сборных железобетонных противоосколочных огневых точек и металлических наблюдательных пунктов».

Производство бронеколпаков на «Красном Октябре» продолжалось практически до начала боев в городе. К сожалению, точное число ДОТов, изготовленных в Сталинграде, неизвестно. К тому же из большого числа бронеколпаков, наблюдательных пунктов и других инженерных сооружений до нашего времени практически ничего не осталось. К примеру, в экспозициях музея завода «Красный Октябрь» представлена «реплика» бронеколпака, изготовленная в наши дни по фронтовым чертежам.

И все же бронеколпак, изготовленный на заводе «Красный Октябрь» в июле-августе 1942 года, сохранился. Он находится в Москве, в Музее Победы на Поклонной горе. Этот бронеколпак участвовал в обороне завода. В столичный музей он был передан из музея-панорамы «Сталинградская битва» в 2001 году. Большинству волгоградцев он почти неизвестен.

Такие бронеколпаки использовались для наблюдения за полем боя и ведения огня из пулеметов – от ручных до станковых – системы Максима. После окончания Сталинградской битвы бронеколпаки были сняты с позиций, а затем переплавлены – военная сталь нужна была для мирных дел.

Прочитать ещё

Ветеран Великой Отечественной и военной контрразведки «Смерш» полковник Александр Афанасьевич Говоров прожил долгую жизнь. Его не стало 20 декабря 2020 года, из своих 96 лет около 40 он прослужил в органах Госбезопасности СССР.
В начале Великой Отечественной войны в Красную Армию мобилизовали мужчин от 1895 до 1918 г. р., а кое‑где и от 1890‑го, то есть всех от 23-х до 51 года. Подростки часто приписывали себе 1-2 года, чтобы попасть в действующую армию. А вот люди возрастом старше, как правило, воевали в партизанских отрядах и народном ополчении. Однако были и те, кто невзирая на преклонные годы добились отправки на передовую. Вот лишь две истории участников Сталинградской битвы, которые были старше своих сослуживцев. Это генерал-лейтенант Тимофей Шапкин (1885-1943) и капитан Григорий Горчаков (1888-1963). Оба участвовали в 3 самых крупных и самых кровопролитных войнах ХХ века, причем в Великую Отечественную сражались и их сыновья. Тимофей Шапкин (младший) призван в РККА в 1937‑м, как и его отец, войну начал лейтенантом, закончил майором. Гарри Горчаков-Баргайс на фронт ушел добровольцем, ранен в 42‑м, а затем служил на катерах 6‑го Краснознаменного Керченского дивизиона морских охотников.